Стр. 28 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Анненков, Леонид Кононов, Юрий Фокин
22
рактеризуется недостаточными возможностями субъектов ядерного
мира по разрешению конфликтных ситуаций.
Современные глобальные ядерные угрозы сформировали необ-
ходимость совершенствования существующей модели международ-
ных ядерных отношений. Первым шагом на этом пути может стать
включение в состав основных акторов международных ядерных
отношений третьей геополитической силы в лице международно-
го сообщества, которая наряду с государствами и международными
правительственными организациями ООН (МАГАТЭ) может стать
равноправным геополитическим игроком. При появлении на между-
народной арене третьей силы неустойчивая дихотомийная модель
ядерных отношений превратится в более устойчивую тройственную
модель, способную противостоять новым ядерным вызовам и угро-
зам. Третья сила на правах равноправного геополитического игрока
будет оценивать события и действия государств в ядерной сфере и
играть роль арбитра при разрешении споров в межгосударственных
конфликтах.
Возникает естественный вопрос: в какой же форме будет суще-
ствовать третья сила? В настоящее время есть немало междуна-
родных неправительственных организаций, деятельность которых
связана с решением глобальных ядерных проблем. Однако их де-
ятельность носит узко направленный характер: одни организации
выступают за безъядерный мир на планете, другие озабочены про-
блемами безопасной эксплуатации АЭС, третьи - разработкой ре-
комендаций по величинам и единицам измерения ионизирующего
излучения и т. д. По этой причине ни одна из неправительствен-
ных международных организаций не может претендовать на тре-
тью геополитическую силу, действующую от лица мирового гра-
жданского общества во всем спектре ядерных отношений.
В качестве полновесной третьей силы может рассматриваться
международный институт - институт независимых экспертов в сфе-
ре международных ядерных отношений, который должен состоять
из обученных специалистов, способных давать адекватные оценки
событиям и действиям государств в ядерной сфере независимо от
того, где бы эксперты ни проживали.
Международный институт независимых экспертов должен иметь
свой правовой статус, например статус международной неправи-
тельственной организации, что предполагает наличие устава орга-
низации и программы действий.