Стр. 143 - 01

Упрощенная HTML-версия

Май, 2015
Информационная безопасность
137
мических перспектив. С этой точки зрения, дальнейшее развитие Ин-
тернета и киберпространства может привести к возникновению ряда
проблем, требующих решения. В частности, это могут быть вопросы,
связанные с законным или преступным использованием информации,
вторжением в частную жизнь и эксплуатацией уязвимых категорий на-
селения, в частности женщин, девочек и молодежи. Другие опасения
могут быть связаны с этическими аспектами информационного обще-
ства и взаимодействием между отдельными личностями, обществом,
правительственными структурами и технологическими новациями»
2
.
В цифровую эпоху динамическая взаимозависимость между свобо-
дой слова и неприкосновенностью частной жизни в киберпространстве
постоянно усложняется. Все больше частной и общественно доступ-
ной информации собирается, обрабатывается и распространяется через
Интернет. Стало гораздо проще, чем когда-либо, комбинировать и ана-
лизировать информацию и информационные модели, полученные из
разных источников, что позволяет третьим сторонам, будь то государст-
венные или частные компании или посредники, отслеживать в режиме
онлайн поведение отдельных лиц, их модели потребления, физическое
передвижение, использование ими социальных сетей и высказанные
ими мнения, как внутри отдельных стран, так и за пределами границ.
Для понимания глубины изучаемых ЮНЕСКО проблем важно
знать, зачем и почему нужно сохранять информацию, как обеспечи-
вать к ней доступ, что такое медиа- и информационная грамотность,
информационная этика и многоязычие в киберпространстве.
«Доступ к информации и знаниям является основным условием
для построения инклюзивных обществ знаний с прочным фундамен-
том для долгосрочного мира и устойчивого развития. В предлагаемой
ЮНЕСКО концепции «общества знания» акцент смещен с инфор-
мационно-коммуникационных технологий и инфраструктур на веду-
щую роль человека и процессов обучения. С этой точки зрения, один
лишь доступ к информации сам по себе является недостаточным
условием для построения общества знаний, так как знание предпола-
гает проникновение в смысл, усвоение и участие. Таким образом, до-
ступ к знаниям предусматривает нечто значительно большее, нежели
доступ к ИКТ или цифровой информации, и включает в себя обуче-
ние в рамках формального или неформального образования, а также
на основе практического опыта»
3
.
Хотя мы и являемся свидетелями значительного расширения
доступа к информации по всему миру благодаря развитию инфра-