Стр. 51 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2017
Кому нужен сильный Генсекретарь ООН?
49
элементов. Рискну назвать три основных: институты и структуру;
внутриорганизационную культуру (в том числе переговорный про-
цесс, менеджмент, кадры); ресурсы. С другой - нынешнее «смеше-
ние» в мировых делах делает призрачными шансы на успех любого
долгосрочного и политически затратного проекта, подобного пере-
стройке в ООН.
С позиций большой мировой политики узловой элемент рефор-
менной повестки -
судьба Совета Безопасности
. Дипломатические
маневры вокруг него идут уже более двух десятков лет (с 1993 г.).
Принимались резолюции Генассамблеи, создавались различные пе-
реговорные форматы, вносились, корректировались и отпадали са-
мые разные варианты переустройства Совета, создавались и распа-
дались коалиции государств. В «сухом остатке»: переговоры ходят
по кругу.
Новый Генсекретарь наверняка постарается посодействовать
тому, чтобы процесс выбрался из колеи, в которой он давно увяз.
Надо думать, он хотел бы, чтобы «пятерка» захотела на деле помочь
в активизации переговоров, а не разводила руками: мол, мы всей ду-
шой «за», но никак не возникает впечатляющее большинство, гото-
вое мобилизоваться и согласовать наконец приемлемый рецепт пе-
ремен.
При этом для каждого бывалого ооновца и тертого дипломата
ясно как божий день, что любая реформа (а, кстати, самим терми-
ном - уже достаточно затасканным - не надо бы злоупотреблять) в
многосторонней Организации может быть только результатом ком-
промисса. Не только опыт, но и теория игр говорят о том, что при-
вести сложную систему в новое равновесное состояние невозможно
в одностороннем порядке. Добавим, что глубинной реорганизации
ООН нельзя себе представить без серьезных перемен во взаимоот-
ношениях ее членов. Даже если вести речь не о «капитальном ре-
монте», а о текущей реконструкции.
«Фронт работ» для государств-членов включает также поощре-
ние демократических процедур в
Генассамблее
и реализацию хоро-
шо известных рецептов по оживлению ее деятельности: сокращению
разбухшей программы работы, изъятию «затухающих» тем, класте-
ризации вопросов. Еще один участок - не допустить дальнейшего
ослабления
Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС)
, его
ухода в «тень» бреттон-вудских кузенов. Для этого хорошо бы закре-
пить его в роли настоящего координатора усилий по преодолению