Апрель, 2017
Североатлантический альянс: бремя Трампа
35
шие» через этот рубеж в последние два года, продемонстрировали
существенный скачок - вдвое от уровня 2013-2014 годов: до 27,65% -
в Литве, 26,13% - в Румынии, 25,8% - в Польше, 20,24% - в Италии.
(Однако следует иметь в виду, что величина этого показателя может
существенно колебаться в зависимости от циклов закупок вооруже-
ний, и страны, достигшие 20-процентной доли закупок ОиВТ в ВР
вполне могут затем откатиться назад.)
Но только две европейские страны соответствуют уэльским
«стандартам» (2/20) - Великобритания и Польша.
Эстония, соответ-
ствовавшая 20-процентному критерию в 2014 году, снизила этот показа-
тель с 14 до 13,5% в 2015-2016 годах; Греция, напротив, почти вдвое уве-
личила долю расходов на вооружения - до 14, 91%. Также почти вдвое
выросли показатели Латвии - до 17,86%. Наряду с ней к 20-процентному
рубежу приблизились Словакия и Канада - 19,2 и 18,6%. А наиболее низ-
кие уровни, для сравнения, у Словении и Бельгии - 1,17 и 2,17%.
Таким образом, лидеры ЕС Германия и Франция «не подчиняются»
блоковой дисциплине НАТО. Британские показатели уже не слишком
влияют на американо-европейский расклад, и, вероятно, Лондон будет
снижать военные расходы, пусть даже до «приличного» двухпроцент-
ного уровня. Если говорить об обновленной европейской «четверке»,
где военно-политического лидера - Британию заменила Испания, но
которая пытается формулировать стратегию развития ЕС на разных
скоростях, то ее скорость в оборонной интеграции совсем не высока:
вместо 2%, по арифметике Трампа, - от приличных, но падающих по-
казателей Франции (1,78%) до 0,91% в Испании. Тренд к выполнению
блоковых обязательств наиболее отчетливо представлен восточными
странами - Польша + страны Балтии + Румыния. Но достаточно ли это
для европейской опоры НАТО? И кто тогда станет этой опорой?
ЦЕЛЬ «2/20»: КАК ВЫПОЛНЯТЬ
Цель увеличения вкладов в оборону («2/20») изначально обозна-
чена как общеприемлемая политическая договоренность. Но новые
акценты Д.Трампа переводят ее в разряд конкретных обязательств,
и администрация США требует их исполнения, причем в ускорен-
ном режиме. Вашингтон не устраивает ситуация, когда многие евро-
пейские правительства, прежде всего германское и французское, не
хотят, да и не могут, связывать планирование национальных бюдже-