Стр. 23 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2017
Североатлантический альянс: бремя Трампа
21
на украинский кризис, поставила под вопрос достигнутые ранее
Западом договоренности и принятые решения, ориентированные
на сдерживание России. Европа, последовавшая за лидером - США
при администрации Б.Обамы в жестком ответе России «за Крым»,
теперь опасается лишиться этого американского политического
стержня в результате обновленной российской повестки админист-
рации Д.Трампа. Несмотря на то, что администрация Трампа под-
твердила принципиальную политическую оценку украинского кри-
зиса и «дестабилизирующей» роли России, она одновременно дала
понять, что готова на сближение с Россией (и смягчение санкци-
онного давления) в случае двустороннего прогресса в обсуждении
вопросов контроля над вооружениями и борьбы с международным
терроризмом/ИГИЛ.
Европейцы вынуждены считаться с тем, что «проблема-2%» обо-
значена как ключевая в трансатлантической повестке Д.Трампа.
Именно она является стержневой во всех политико-дипломатических
контактах новой американской администрации с европейскими союз-
никами. Ни один репортаж о европейско-американских контактах, ни
одна пресс-конференция не обходят проблему «распределения бре-
мени». Но насколько этот политический ориентир («2%»), о котором
европейцы договорились с Вашингтоном задолго до Трампа, дости-
жим? И вообще, будет ли это «трансатлантическим» ориентиром, а
тем более приоритетом европейских государств - членов НАТО?
«РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БРЕМЕНИ»: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Тема «распределения бремени» между атлантическими партнера-
ми всегда оставалась в повестке НАТО. Понятно, что эта повестка
всегда поддерживалась именно с американской стороны. Во-пер-
вых, чтобы добиться от европейцев большей ответственности и
вклада в коллективную, но главное - в европейскую оборону и без-
опасность. Во-вторых, учитывая игру «в одни ворота» (американ-
ские гарантии Европе и американский контрольный пакет акций в
НАТО), чтобы держать европейцев в тонусе: американское присут-
ствие в Европе имеет свою цену и должно оплачиваться европей-
скими бонусами в активах США. Первое решение об увеличении
военных расходов на 3% ежегодно в реальном исчислении, так и
не выполненное европейцами, было принято Североатлантическим