Стр. 97 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2016
Поворот России к Азии: мифили реальность?
95
детельство тому - попытка так называемой «перезагрузки»), начала
искать тех, с кем она могла бы разговаривать на равных, кто мог бы
составить противовес западному направлению и посодействовать
уходу от чрезмерной зависимости от Запада.
Основа развития отношений с такими государствами, как Китай
и Индия, лежала не в экономических интересах, а в сходном виде-
нии будущего мира, в поддержке идей многополярности как аль-
тернативы однополярному миру - где Запад решает все вопросы по
собственному усмотрению - в отстаивании решающей роли ООН, в
стремлении сохранить систему международного права, как она сло-
жилась после Второй мировой войны, в демократизации междуна-
родных отношений, то есть учете мнений и интересов незападных
государств, в отходе от диктатуры Запада, в плюрализме в между-
народных делах. На этой основе, а вовсе не на экономической, как
предсказывали западные аналитики, сложилась группа БРИКС,
выросшая не из двустороннего экономического сотрудничества ее
членов, а из геополитического сближения Москвы и Пекина, к ко-
торому затем присоединились сначала Дели, а позднее - Бразилиа
и Претория. Стремление государств БРИКС изменить международ-
ные экономические институты, получить в них бóльший вес также
тесно связано с их геополитическими амбициями.
Именно на этой основе развивались и развиваются отноше-
ния Москвы с Пекином. В редакционном комментарии китайского
агентства «Синьхуа» в качестве основных достижений двух стран
прежде всего отмечается полное решение доставшихся в историче-
ское наследие приграничных проблем, достижение взаимного до-
верия в военной области и взаимного разоружения в приграничных
районах, упрочение политической и законодательной основы отно-
шений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодей-
ствия, а лишь затем - экономическое сотрудничество. «Синьхуа»
приводит мнение китайского эксперта Сунь Чжуанчжи, который за-
мечает, что Россия и Китай имеют близкие позиции по многим важ-
ным международным и региональным вопросам, два государства
ставят единые цели в ходе международного сотрудничества: высту-
пать против однополярного мира и политики силы, содействовать
демократизации международных отношений и разработке более ра-
циональных правил многостороннего торгово-экономического со-
трудничества
7
. Все это относится к политическому, а не экономиче-
скому взаимодействию.