Апрель, 2016
Россия и будущее Ближнего Востока
87
них государств, отказа от финансирования в них переворотов и
смены режимов, не говоря уже о финансировании экстремизма
и терроризма.
Во-вторых, важно уже сейчас думать о конфигурации регио-
нальной политической системы в регионе. К сожалению, сами ара-
бы об этом мало задумываются. У них нет своего Гуго де Гроута,
зато есть Юсуф аль-Кардави.
Поэтому с учетом рисков дальнейшей фрагментации регио-
на полезным было бы обсудить с нашими партнерами там, какие
у них есть представления о более гибком внутреннем устройст-
ве их государств с предоставлением широких прав меньшинст-
вам. Автономизация и децентрализация в приемлемых для этих
стран и населяющих их народов формах еще могут спасти Ирак,
Сирию, Йемен, защитить меньшинства. Понятно, что поддержку
таким бытующим настроениям надо будет искать как у самих ре-
гионалов, так и тех международных акторов (БРИКС и некоторые
западные, главным образом средиземноморские страны - Франция,
Италия, Испания, Греция), которые заинтересованы в стабильно-
сти региона.
В-третьих, важно также выбить из рук махровых исламистов
ИГИЛ карту «халифата», сноса «несправедливых» границ, навя-
занных колонизаторами. Сама по себе идея объединения арабов,
поднятая на щит игиловцами, ничего плохого в себе не несет и
исторически поддерживалась Россией в период борьбы арабских
народов против османского ига и в 1920-1930-х годах Советским
Союзом, однако была в 1950-х годах оставлена в пользу поддер-
жки националистически окрашенных левых светских движений
(что на том этапе было единственно разумным выбором, тем более
что они придерживались панарабских идей).
Теперь же, в пику исламистам, завернувшим этот лозунг в чер-
ные знамена халифата, разве не могут регионалы через механиз-
мы ЛАГ, ОИС, ССАГПЗ и другие предложить идеи широкой эко-
номической и политической интеграции и модернизации региона в
постконфликтный период на конфедеративных началах, лишив их
привнесенного исламистами религиозного содержания? В идеале
можно было бы вести дело при поддержке крупных мировых цен-
тров силы к созданию некоего аналога ЕАЭС без конфессиональ-
ных разделительных линий. Носителями таких идей в перспективе
мог бы стать Ирак и Египет.