Апрель, 2016
Постмайданные перспективы евразийской интеграции
67
Насколько эффективно государство может противостоять угрозам
безопасности (наркотрафику, терроризму, экстремизму, контрабан-
де) без сотрудничества с другими странами? Это отнюдь не ритори-
ческие вопросы. Ответы на них свидетельствуют о необходимости
укреплять государственность посредством активного участия в ин-
теграционных процессах.
К тому же национальные интересы, так же как и суверенитет, -
это неоднозначные, сложносоставные характеристики. В эпоху гло-
бализации акторы, формально принадлежащие тому или иному го-
сударству, отнюдь не обязательно будут следовать его интересам.
Немецкий социолог Ульрих Бек выразил эту тенденцию довольно
просто: «То, что хорошо Дойче банку, плохо Германии».
Отсюда следует, что «покушение на суверенитет» можно по-
нимать очень вольно. Например, то, что противоречит интересам
представителей бизнеса в той или иной стране, вполне можно объ-
явить угрозой суверенитету страны и попытаться обрести на этой
теме политический капитал. Именно такова природа протестов про-
тив евразийской интеграции в Казахстане и Кыргызстане сегодня.
Трансляция составленных на этой основе идеологем в казахо-
язычном сегменте СМИ способна сформировать устойчивые ан-
тироссийские и русофобские настроения, которые только усилят
национальный и националистский крен развития государства.
Республики Центральной Азии - это очень молодые государства,
идеология которых строится на примате национальных ценностей.
В таком случае любые, даже самые позитивные, интеграционные
инициативы частью общества могут быть восприняты критически,
но только если политиканы будут манипулировать общественным
мнением и искажать реальные факты. Сейчас это происходит как в
Казахстане, так и Кыргызстане.
В эпоху глобализации национальное мировоззрение становит-
ся все более и более анахроничным, оно не может дать адекватные
ответы на многие вызовы современности. Так, экономический рост
невозможен без новых рынков сбыта, обеспечение национальной
безопасности трудно достичь без взаимодействия с другими стра-
нами, особенно в плане противодействия таким нетрадиционным
угрозам сектора безопасности, как экстремизм, наркотрафик, терро-
ризм, киберпреступность. К тому же ограничение духовной синер-
гии государственными рамками лишь ограничивает потенциал диа-
лога культур.