Апрель, 2016
Постмайданные перспективы евразийской интеграции
61
Государства Центральной Азии готовы лишь к поэтапному расши-
рению экономического сотрудничества с Китаем. Стремительное нара-
щивание масштабов такого сотрудничества приведет республики ЦА к
полной зависимости от Поднебесной. Молодые суверенные государст-
ва ЦА явно не готовы к созданию зоны свободной торговли с Китаем.
К тому же в республиках Центральной Азии склонны проводить
параллели с положением уйгуров в Поднебесной. В последнее вре-
мя Пекин взял курс на ужесточение политики подавления культур-
ной самобытности коренного населения в Синьцзян-Уйгурском ав-
тономном районе, что значительно ограничивает привлекательность
китайских интеграционных инициатив в Центральной Азии.
Россия же предлагает процесс интеграции с куда более выигрыш-
ными в экономическом и культурном отношении территориями. Се-
годня в Центральной Азии с нескрываемым опасением говорят о
сотнях тысяч китайцев, уже проживающих в Кыргызстане и Таджи-
кистане. Тогда как русскоязычное население этих и других респу-
блик Центральной Азии негативных эмоций не вызывает по вполне
понятной причине: оно уже давно адаптировалось, приняло тради-
ционные ценности народов региона и не представляет собой угрозы
идентичностям титульных наций.
Давление Запада на постсоветское пространство, казалось бы,
должно препятствовать евразийской интеграции, однако, если рас-
суждать диалектически, оно, напротив, только способствует объеди-
нению. Постмайданная Украина - это наглядный урок краха целого
политического режима, который элиты Центральной Азии проеци-
руют на свои собственные государства. Поэтому гораздо более при-
влекательной для элит Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана
является евразийская интеграция, свободная от взаимоувязывания
принципов экономического сотрудничества с характером демокра-
тичности/авторитарности правящего режима, как это делает Запад.
Логика евразийской интеграции исходит из двух простых посылов:
деполитизированное экономическое сотрудничество и совместное
решение проблем в секторе безопасности.
Сейчас в силу того, что между странами Центральной Азии мно-
го нерешенных вопросов (пограничные конфликты, проблемы сов-
местного пользования гидроресурсами, поставки углеводородов,
конфликты между элитами разных стран и т. д.), интеграционные
проекты развиваются не так стремительно. Поэтому для углублен-
ной интеграции необходимо, чтобы государства ЦА стали более су-