Стр. 36 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Михаил Титаренко, Владимир Петровский
34
это будет тем более пригодно, чем больше мы сдружимся с китайца-
ми к тому времени»
18
.
.
Отмечая значение российско-китайского сотрудничества для об-
щего мироустройства, Д.И.Менделеев подчеркивал: «Союз России с
Китаем будет предтечей общего мирного союза уже по той причи-
не, что в нем было бы более трети всех людей и он не мог бы быть
иным, как чисто мирным и охранительным, тем более что у обоих
союзников целая бездна настоятельных внутренних потребностей
и столько ресурсов, сколько нет ни в одной паре остальных госу-
дарств, а показывать кулаки оба таких союзника, как Россия с Кита-
ем, и не хотят, и не привыкли»
19
.
В первое пятилетие после распада Советского Союза россий-
ская политика приобрела уродливую и односторонне прозападную
ориентацию в экономической, гуманитарной и других сферах. Раз-
рушительные последствия такого неоправданного уклона известны
и не требуют подробных комментариев. Постепенное выправление
тяжелого однобокого крена началось с кратковременного премьер-
ства Е.М.Примакова. Затем эта тенденция получила постепенное
развитие и укрепление в течение президентства В.В.Путина. Пози-
тивные итоги этого курса - укрепление внутренней стабильности в
России и ее международного положения - наглядное свидетельство
конструктивного характера евразийской ориентации.
По нашему мнению, любая стратегическая концепция развития
России как страны в целом, так и того или иного ее региона не мо-
жет не учитывать и должна учитывать евразийскую геополитиче-
скую сущность нашей цивилизации. Поэтому планы экономическо-
го и социального развития Российской Федерации до 2030 года и
региональные программы долгосрочного развития должны базиро-
ваться на парадигме евразийства.
Концепция России как евразийской державы требует серьезного
реформирования нынешней системы управления экономикой и глу-
боких изменений форм и методов управления регионами из центра.
Во-первых, жесткий политический моноцентризм, диктуемый
огромными пространствами и наличием порождаемого на местах
сепаратизма, ролью региональных факторов, тем не менее должен
сочетаться с необходимым учетом географического, культурного,
социального своеобразия регионов и предусматривать в экономи-
ческом плане значительный потенциал региональной самодеятель-
ности, права регионов к творческому самосовершенствованию и