Стр. 162 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Елена Пономарева, Мирослав Младенович
160
В качестве примеров, подтверждающих данный тезис, можно
привести создание сети русскоязычных медиаресурсов, осуществ-
ляющих вещание на постсоветском пространстве. Так, в 2015 году
на базе чешского офиса холдинга «Радио Свободная Европа/Радио
Свобода» (RFE/RL) создан цифровой медиадепартамент, где рабо-
тают специалисты по социальным сетям. Перед руководством де-
партамента поставлена задача: «противостоять дезинформации в
российской медиасфере посредством различных соцмедиаплатформ
(«Facebook», «Twitter», «ВКонтакте» и «Одноклассники»)».
На первое время американский Совет управляющих по вопро-
сам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG), которому и
принадлежит RFE/RL, выделил департаменту огромную сумму -
15,6 млн. долларов. Причем этот проект определен BBG как при-
оритетный наравне с противостоянием идеологии фундаментали-
стов запрещенного в России «Исламского государства». Всего на
2016 финансовый год BBG запросило у Конгресса США бюджет в
751 млн. долларов (+1% к предыдущему году). Заявки BBG на фи-
нансирование за обозримый период удовлетворялись в полном объ-
еме, так что у ведомства нет повода для беспокойства
18
.
К этому следует добавить выделение США гранта в размере
500 тыс. долларов на подготовку (с 25 сентября 2015 г. по 30 ноября
2016 г.) русскоязычных журналистов и других медиапрофессиона-
лов, которые должны будут противостоять «российской пропаганде»
в странах Балтии. В этом случае важна не сумма гранта, а его цель
- создание «послушной экосистемы, в которой выпускники проекта
из трех балтийских стран будут и после учебы поддерживать тес-
ные контакты как между собой, так и с «американскими тренерами,
экспертами» в целях «расширения аудитории и круга источников»
19
.
На самом деле мы являемся свидетелями создания очередных струк-
тур влияния - американские кураторы будут указывать балтийским
СМИ, что писать, как оценивать тот или иной факт. Иными словами,
оруэлловское Министерство правды в действии.
Политическая практика доказывает, что, несмотря на изначаль-
ное понимание публичной дипломатии как дистанцированного от
государства института, в условиях обострения борьбы за влияние
США активно используют его ресурс в своих интересах. Полага-
ем, что в такой ситуации российское правительство должно эффек-
тивнее задействовать возможности и инструментарий ПД; брать на
себя (хотя бы частично) финансовое бремя расходов по проведению