«Международная жизнь»
Елена Пономарева, Мирослав Младенович
156
рят в тиражируемые в западных СМИ и социальных сетях мемы об
агрессивной политике Российской Федерации.
В российском научном и политическом дискурсе существует еще
одна концептуальная ошибка - приравнивание публичной диплома-
тии к «мягкой силе» (МС). С нашей точки зрения, ПД - не синони-
мичное «мягкой силе» понятие. Публичную дипломатию следует
рассматривать как один из инструментов МС, главной целью кото-
рой является посредством различных активов (культуры, образо-
вания, СМИ, кино, шоу-бизнеса, моды и т. д.) продуцировать при-
влекательность страны - проводника МС. Достичь этого удается,
используя прежде всего власть информации и образов, власть нема-
териального, что гораздо шире, чем понятие ПД. Поэтому правиль-
нее понимать публичную дипломатию как инструмент «мягкого»
влияния, как механизм поиска новых и активизации существующих
каналов взаимодействия в целях позиционирования и продвижения
культурно-ценностных (а в идеале - и политических) ориентиров
страны - субъекта публичной дипломатии.
В современных условиях усиление роли публичной дипломатии
связано с появлением новых участников мировой политики. Это не-
государственные субъекты самого разного уровня, начиная от между-
народных и наднациональных институтов (например, ПАСЕ, ОБСЕ,
«Врачи без границ») и заканчивая малыми некоммерческими орга-
низациями, занимающимися широким спектром общегуманитарных
вопросов. В то же время само это явление - публичная дипломатия
- нельзя назвать «политически инновационным продуктом»
9
.
Само понятие ПД как способа «влияния общественных устано-
вок на осуществление внешней политики страны»
10
появилось ста-
раниями декана Школы права и дипломатии им. А.Б.Флетчера (Уни-
верситет Тафтса, США) Эдмунда А.Гуллиона ровно полвека назад
- в 1965 году. В широком смысле ПД включала в себя различные,
выходящие за рамки традиционной дипломатии способы изменения
международных отношений. Развивая понятие «публичная дипло-
матия», Гуллион указывал на необходимость воздействия на об-
щественное мнение в других странах; на взаимодействие частных
групп интересов, прежде всего бизнеса; на взаимодействие между
представителями госструктур и СМИ; на важность межкультурных
коммуникаций. Иными словами, центральным моментом для пу-
бличной дипломатии как в 1965 году, так и полвека спустя был и
остается транснациональный поток идей и информации.