Стр. 137 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2016
Национальные научныефонды в институциональной структуре науки...
135
науки, работающих на проектной основе, являются частные уни-
верситеты. В принципе, сама идея гранта как договора особого рода
предполагает, что речь идет об отношениях двух независимых друг
от друга контрагентов. Интерес государства, от лица которого вы-
ступает фонд, заключается в том, чтобы получить определенный
результат, в отношении которого невозможно установить исключи-
тельные права, что и делает договор безвозмездным. В свою оче-
редь, исследователь берет на себя обязательство выполнить работу,
нацеленную на получение этого результата.
Гарантом того, что он обладает необходимыми условиями для
осуществления намеченных работ, как раз и выступает универси-
тет, который прямо заинтересован в получении гранта. Связано это
с тем, что, во-первых, это способствует росту престижа организа-
ции, от которого прямо зависит ее способность привлекать средства
из других источников, а во-вторых, он может претендовать на часть
средств в виде накладных расходов. Соответственно, университет
имеет прямой стимул, чтобы обеспечить своим профессорам усло-
вия для исследовательской работы или даже настойчиво подталки-
вать их к тому, чтобы заниматься поиском дополнительных средств,
- отсюда и привычные для американской профессуры неоплачивае-
мые трехмесячные отпуска и другие стимулы для самостоятельных
исследований.
С учетом этого, естественным выглядит то, что главными полу-
чателями грантов американского ННФ выступают именно частные
университеты. Однако государственные университеты взаимодейст-
вуют с фондом практически на тех же основаниях: находясь в веде-
нии правительств штатов, в отношениях с федеральным агентством
они имеют практически такой же статус самостоятельного контр-
агента, как и частные вузы. Возможность же противоречий между
обязательствами, которые они несут перед штатом и которые они
берут на себя, получая федеральные гранты, в значительной степе-
ни исключается тем, что базовые субсидии выделяются под оплату
обучения граждан соответствующего штата и, как правило, не пред-
усматривают исследовательскую работу.
В Германии государственные университеты, преобладающие в ву-
зовском секторе, также находятся в ведении федеральных земель. Од-
нако там субсидии, из которых в соответствии с государственными
нормами выплачивается зарплата преподавателям, уже предусматрива-
ют проведение исследовательской работы. Таким образом, профессор в