Апрель, 2015
            
            
              Таджикистан - Россия: геополитические отношения на рубеже столетий
            
            
              89
            
            
              первую очередь с Россией и другими государствами СНГ. В этой
            
            
              связи Президент Таджикистана Э.Рахмон, отвечая на вопросы
            
            
              российской «Общей газеты» 1 марта 2001 года, говорил: «Хочу
            
            
              обратить ваше внимание: мы до сих пор ничего не распродали,
            
            
              не разбазарили, как некоторые другие страны СНГ… Мы сохра-
            
            
              нили свои недра. Естественно, мы за рыночные отношения и бу-
            
            
              дем привлекать иностранных инвесторов. Другого пути просто
            
            
              нет. Весь мир так делает. Нам надо развиваться, надо кормить
            
            
              свой народ, создавать новые рабочие места. И мы будем продол-
            
            
              жать реформы. Хотелось бы, чтобы на этом пути нас поддержал и
            
            
              российский бизнес… Считаю, что выбор тут за россиянами. Мы
            
            
              четко определили свою позицию. Она - неизменна, мы не играем
            
            
              с вами - мы ждем…»
            
            
              6
            
            
              .
            
            
              К сожалению, ситуация конфликта идеалов и реальности про-
            
            
              должалась в постсоветском экономическом направлении внешней
            
            
              политики Таджикистана на протяжении 1995-2002 годов. После-
            
            
              дующие годы стали периодом избавления от неоправданной эй-
            
            
              фории в восприятии окружающего мира - периодом осторожного
            
            
              формирования путем проб и ошибок международно-политиче-
            
            
              ской идентичности Таджикистана. Представление о мире и месте
            
            
              в нем страны постоянно выкристаллизовывалось. Формальным
            
            
              доказательством служит тот факт, что в свое второе десятилетие
            
            
              (2002-2012 гг.) внешняя политика РТ впервые вступила «воору-
            
            
              женной» концепциями внешней политики и национальной без-
            
            
              опасности.
            
            
              Превращение Таджикистана в богатую, политически стабиль-
            
            
              ную и процветающую страну и самодостаточное государство с
            
            
              наступлением 2000-х годов было объявлено общенациональной
            
            
              задачей. Этой цели, поставленной Президентом Э.Рахмоном,
            
            
              был всецело подчинен его модернизированный на рубеже 2002-
            
            
              2003 годов самостоятельный и конструктивный политический
            
            
              курс во внешних делах. Отличительная черта внешней поли-
            
            
              тики Таджикистана - многовекторность, сбалансированность
            
            
              и взаимовыгодный прагматизм, требующие оптимального со-
            
            
              четания усилий по всем направлениям. Это, в частности, про-
            
            
              явилось в 2000-х годах в работе по обеспечению поддержки
            
            
              национальной Стратегии сокращения бедности и Програм-
            
            
              мы государственных инвестиций международными финансо-
            
            
              выми институтами и сообществом стран-доноров. Процессы