Стр. 91 - 01

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2015
Таджикистан - Россия: геополитические отношения на рубеже столетий
89
первую очередь с Россией и другими государствами СНГ. В этой
связи Президент Таджикистана Э.Рахмон, отвечая на вопросы
российской «Общей газеты» 1 марта 2001 года, говорил: «Хочу
обратить ваше внимание: мы до сих пор ничего не распродали,
не разбазарили, как некоторые другие страны СНГ… Мы сохра-
нили свои недра. Естественно, мы за рыночные отношения и бу-
дем привлекать иностранных инвесторов. Другого пути просто
нет. Весь мир так делает. Нам надо развиваться, надо кормить
свой народ, создавать новые рабочие места. И мы будем продол-
жать реформы. Хотелось бы, чтобы на этом пути нас поддержал и
российский бизнес… Считаю, что выбор тут за россиянами. Мы
четко определили свою позицию. Она - неизменна, мы не играем
с вами - мы ждем…»
6
.
К сожалению, ситуация конфликта идеалов и реальности про-
должалась в постсоветском экономическом направлении внешней
политики Таджикистана на протяжении 1995-2002 годов. После-
дующие годы стали периодом избавления от неоправданной эй-
фории в восприятии окружающего мира - периодом осторожного
формирования путем проб и ошибок международно-политиче-
ской идентичности Таджикистана. Представление о мире и месте
в нем страны постоянно выкристаллизовывалось. Формальным
доказательством служит тот факт, что в свое второе десятилетие
(2002-2012 гг.) внешняя политика РТ впервые вступила «воору-
женной» концепциями внешней политики и национальной без-
опасности.
Превращение Таджикистана в богатую, политически стабиль-
ную и процветающую страну и самодостаточное государство с
наступлением 2000-х годов было объявлено общенациональной
задачей. Этой цели, поставленной Президентом Э.Рахмоном,
был всецело подчинен его модернизированный на рубеже 2002-
2003 годов самостоятельный и конструктивный политический
курс во внешних делах. Отличительная черта внешней поли-
тики Таджикистана - многовекторность, сбалансированность
и взаимовыгодный прагматизм, требующие оптимального со-
четания усилий по всем направлениям. Это, в частности, про-
явилось в 2000-х годах в работе по обеспечению поддержки
национальной Стратегии сокращения бедности и Програм-
мы государственных инвестиций международными финансо-
выми институтами и сообществом стран-доноров. Процессы