«Международная жизнь»
            
            
              Зафари Шерали Сайидзода
            
            
              88
            
            
              лал упор только на помощь своих стратегических союзников по
            
            
              ОДКБ. За эти годы республика сделала серьезный шаг на пути
            
            
              создания собственных вооруженных сил - национальной армии
            
            
              и гвардии, пограничных и внутренних войск, готовых в случае
            
            
              необходимости встать на защиту суверенитета и независимости
            
            
              страны, ее территориальной целостности.
            
            
              Президент Таджикистана Э.Рахмон как глава государства явля-
            
            
              ется руководителем внешней политики суверенного Таджикиста-
            
            
              на. Его руководство повседневно проявляется во всех направлени-
            
            
              ях внешнеполитического процесса страны, включая пространство
            
            
              СНГ. Именно он выступил одним из инициаторов создания на
            
            
              базе Таможенного союза международной экономической органи-
            
            
              зации. Одновременно Э.Рахмон активно поддержал шаги, направ-
            
            
              ленные на повышение эффективности Договора о коллективной
            
            
              безопасности стран СНГ, его адаптацию к изменившимся геопо-
            
            
              литическим условиям еще за два года до появления ОДКБ. Кон-
            
            
              кретные механизмы, заложенные уже в 2000 году в Минске на
            
            
              майской сессии Совета коллективной безопасности, позволяли
            
            
              использовать возможности и силы коллективной обороны и созда-
            
            
              ли прочную юридическую основу для осуществления коллектив-
            
            
              ных действий по отражению новых нетрадиционных угроз без-
            
            
              опасности, включая транснациональный терроризм и различные
            
            
              формы проявления экстремизма. В адаптированном варианте дан-
            
            
              ный договор становился реальным ядром и основной конструкци-
            
            
              ей интеграции в военно-политической сфере. Военно-политиче-
            
            
              ские отношения между государствами - участниками созданной
            
            
              через два года Организации Договора о коллективной безопасно-
            
            
              сти являются приоритетными по сравнению с военными связями
            
            
              и контактами с третьими странами, не входящими в ОДКБ.
            
            
              С наступлением гражданского мира и стабильности в Таджи-
            
            
              кистане на первый план вышли вопросы социально-экономиче-
            
            
              ского развития - надо было поднимать экономику, привлекать
            
            
              инвестиции, создавать новые рабочие места, повышать уровень
            
            
              народного благосостояния. Руководство Таджикистана просто не
            
            
              имело права долго выжидать и топтаться на месте. Перед ним не-
            
            
              избежно встал вопрос диверсификации внешнеэкономических
            
            
              связей, в том числе вне пределов СНГ. Но при этом Таджикис-
            
            
              тан в начале 2000-х годов ждал и надеялся, что серьезный пози-
            
            
              тивный поворот в экономическом сотрудничестве произойдет в