Апрель, 2015
Мораль в международной политике
55
международного права. Причем - здесь нужно проявить объектив-
ность - многие в современном мире воспринимают это как само со-
бой разумеющееся, как мнение своего рода суперарбитра, некоего
эталонного государства, стоящего выше всех остальных и являюще-
гося не только военно-политическим лидером современного мира,
но и лидером моральным. В этой связи правомерно задаться вопро-
сом, имеют ли под собой реальные основания подобные претензии
и амбиции?
США - сравнительно молодое государство, самостоятельная исто-
рия которого насчитывает менее 250 лет. Оно образовано в один год с
основанием Большого театра в Москве (1776 г.) на землях, принадле-
жавших коренным жителям Северной Америки - индейцам, которые
фактически были полностью уничтожены захватчиками. Этот народ
так и не интегрировался в новую просвещенную среду, а индейские
резервации сегодня - это позор современного мира. В результате
была разрушена древняя индейская цивилизация, со своими уни-
кальными укладом и традициями, формировавшаяся в течение ты-
сячелетий. Но стоит ли этому удивляться? Откуда взялась подоб-
ная жестокость? Отвечая на эти вопросы, необходимо вспомнить,
что англосаксы, представляющие собой наиболее деятельную часть
американского общества, как, впрочем, франки и готы, являют-
ся потомками варваров, обитавших на окраинах Римской империи.
В наши дни многие ученые акцентируют на этом внимание, отме-
чая, что вся западноевропейская история (а американская история
является ее продолжением) основана на войнах. Сошлюсь на любо-
пытное исследование Майкла Вуда. Он пишет: «Западноевропей-
ская культура имела не столь глубокие корни, как культуры Ближ-
него Востока, Китая и Индии. Социальные и религиозные ценности
Запада, как отмечали некоторые арабские историки, были не столь
прочными, как на Востоке. Западная Европа не имела даже полити-
ческого, культурного или лингвистического единства, хотя, конеч-
но, в ней существовали древние объединения, к примеру, жителей
Северной Европы, говоривших на германских диалектах, и жителей
Средиземноморья, говоривших на латыни.
В результате историю
Западной Европы всегда определяли войны
(курсив наш. -
А.О.
).
Только в 90-х годах ХХ века Европа начала двигаться к единству
после многих веков жестоких межгосударственных войн, унесших
миллионы жизней даже на нашей с вами памяти. Является ли запад-
ная история уникально жестокой - сказать трудно. Все цивилизации