Апрель, 2015
Современное морское пиратство и действующее международное право
159
аппарат и находящееся на них имущество, арестовывать находящих-
ся на нем лиц с последующим судебным преследованием пиратов и
наложением наказаний подтверждена в ст. 105 Конвенции 1982. Эта
же статья лишний раз подчеркивает, что универсальная юрисдикция
применима только в открытом море или любом другом месте вне
юрисдикции какого бы то ни было государства, где все международ-
ное сообщество несет коллективную ответственность за обеспече-
ние безопасности - не ущемляя при этом внутренней компетенции
какой-либо конкретной страны.
В этом смысле разрешения Совета Безопасности ООН на про-
ведение антипиратских специальных операций на территории Со-
мали, в том числе в сомалийском территориальном море, есть, по
сути, не что иное, как расширительное распространение универ-
сальной юрисдикции на суверенное пространство этой африкан-
ской страны. По просьбе правительства Сомали Совбез ООН санк-
ционировал практику, когда любое государство, сотрудничающее
в борьбе с пиратством, с уведомлением Генерального секретаря
ООН может направлять свои суда в сомалийские территориальные
воды и de facto вести себя в них сообразно применению универ-
сальной юрисдикции, то есть при необходимости реализуя все ан-
типиратские меры, предусмотренные международным правом, в
отношении актов de jure вооруженного разбоя против судов (в зна-
чении этого термина, как его трактует ИМО).
Следует отметить, что хитроумный сомалийский «пасьянс» был
разложен в Совете Безопасности ООН по принципу ad hoc. Совбез
мудро предупредил любые толкования и заключения, которые мо-
гли бы привести к эрозии классических принципов универсальной
юрисдикции. Начиная с резолюции 1816 (2008) и далее в каждом
своем решении, которое продляло легализацию проведения антипи-
ратских операций на территории Сомали, Совет Безопасности под-
тверждает, что такие разрешения применяются только лишь в отно-
шении ситуации в Сомали и не формируют норм международного
обычного права
16
. В равной степени указывается, что разрешения не
затрагивают права, или обязательства, или обязанности государств
по международному праву, включая Конвенцию 1982, применитель-
но к любой другой ситуации
17
. Действительно, допущение о том,
что универсальная юрисдикция применима по какому-то общему
правилу к устранению угроз морской безопасности в территориаль-
ных водах, могло бы провоцировать вмешательства во внутренние