Апрель, 2015
            
            
              Современное морское пиратство и действующее международное право
            
            
              159
            
            
              аппарат и находящееся на них имущество, арестовывать находящих-
            
            
              ся на нем лиц с последующим судебным преследованием пиратов и
            
            
              наложением наказаний подтверждена в ст. 105 Конвенции 1982. Эта
            
            
              же статья лишний раз подчеркивает, что универсальная юрисдикция
            
            
              применима только в открытом море или любом другом месте вне
            
            
              юрисдикции какого бы то ни было государства, где все международ-
            
            
              ное сообщество несет коллективную ответственность за обеспече-
            
            
              ние безопасности - не ущемляя при этом внутренней компетенции
            
            
              какой-либо конкретной страны.
            
            
              В этом смысле разрешения Совета Безопасности ООН на про-
            
            
              ведение антипиратских специальных операций на территории Со-
            
            
              мали, в том числе в сомалийском территориальном море, есть, по
            
            
              сути, не что иное, как расширительное распространение универ-
            
            
              сальной юрисдикции на суверенное пространство этой африкан-
            
            
              ской страны. По просьбе правительства Сомали Совбез ООН санк-
            
            
              ционировал практику, когда любое государство, сотрудничающее
            
            
              в борьбе с пиратством, с уведомлением Генерального секретаря
            
            
              ООН может направлять свои суда в сомалийские территориальные
            
            
              воды и de facto вести себя в них сообразно применению универ-
            
            
              сальной юрисдикции, то есть при необходимости реализуя все ан-
            
            
              типиратские меры, предусмотренные международным правом, в
            
            
              отношении актов de jure вооруженного разбоя против судов (в зна-
            
            
              чении этого термина, как его трактует ИМО).
            
            
              Следует отметить, что хитроумный сомалийский «пасьянс» был
            
            
              разложен в Совете Безопасности ООН по принципу ad hoc. Совбез
            
            
              мудро предупредил любые толкования и заключения, которые мо-
            
            
              гли бы привести к эрозии классических принципов универсальной
            
            
              юрисдикции. Начиная с резолюции 1816 (2008) и далее в каждом
            
            
              своем решении, которое продляло легализацию проведения антипи-
            
            
              ратских операций на территории Сомали, Совет Безопасности под-
            
            
              тверждает, что такие разрешения применяются только лишь в отно-
            
            
              шении ситуации в Сомали и не формируют норм международного
            
            
              обычного права
            
            
              16
            
            
              . В равной степени указывается, что разрешения не
            
            
              затрагивают права, или обязательства, или обязанности государств
            
            
              по международному праву, включая Конвенцию 1982, применитель-
            
            
              но к любой другой ситуации
            
            
              17
            
            
              . Действительно, допущение о том,
            
            
              что универсальная юрисдикция применима по какому-то общему
            
            
              правилу к устранению угроз морской безопасности в территориаль-
            
            
              ных водах, могло бы провоцировать вмешательства во внутренние