Апрель, 2015
            
            
              Современное морское пиратство и действующее международное право
            
            
              151
            
            
              Данный факт можно считать знаковым, поскольку главный ор-
            
            
              ган по обеспечению международного мира и безопасности, како-
            
            
              вым, согласно Уставу ООН, является Совбез, обратился к рассмо-
            
            
              трению конкретного уголовно-правового феномена, то есть угрозы,
            
            
              источником которой являются негосударственные субъекты. Таким
            
            
              образом, стало наблюдаться включение «тяжелого» инструментария
            
            
              права международной безопасности, генезис которого исторически
            
            
              был ответом на агрессивное поведение государств - субъектов меж-
            
            
              дународного права, на криминальные вызовы, имеющие негосудар-
            
            
              ственное происхождение. Международное пиратство оказалось на
            
            
              грани квалификации в качестве угрозы для международного мира и
            
            
              безопасности, что имеет следствием возможное применение мер по
            
            
              Главе VII Устава ООН. Напомним, что к настоящему времени Совет
            
            
              Безопасности ООН квалифицировал подобным образом лишь две
            
            
              негосударственные угрозы - международный терроризм (резолюции
            
            
              1368 и 1373) и незаконный оборот ОМУ (резолюция 1540).
            
            
              Международно-правовое определение пиратства впервые было
            
            
              кодифицировано в ст. 15 Конвенции об открытом море 1958 года
            
            
              (далее - Конвенция 1958)
            
            
              1
            
            
              . Без каких бы то ни было содержательных
            
            
              изменений оно воспроизводится и в ст. 101 Конвенции ООН по мор-
            
            
              скому праву 1982 года (далее - Конвенция 1982). Подчеркнем, что
            
            
              на нормы, в том числе дефинитивные положения, второго междуна-
            
            
              родного договора опирается Совет Безопасности ООН в своей пра-
            
            
              ктической антипиратской деятельности (например, в тех же резолю-
            
            
              циях 1816 (2008), 1851 (2008), 2077 (2012), 2125 (2013), 2184 (2014)
            
            
              и др.
            
            
              2
            
            
              , которые нацелены на борьбу с пиратством у берегов Сомали).
            
            
              Таким образом, международное правоприменение на высшем уров-
            
            
              не подтверждает, что именно Конвенция 1982 (которая повторяет и
            
            
              закрепляет определение пиратства Конвенции 1958) является сегод-
            
            
              ня основным глобальным договором, кодифицирующим междуна-
            
            
              родно-правовые нормы по борьбе с пиратством.
            
            
              Исходя из целей нашей работы, дадим некоторые комментарии
            
            
              относительно указанного определения и обратим внимание на ряд
            
            
              его сущностных признаков.
            
            
              
                Субъект деликта
              
            
            
              . Необходимо еще раз подчеркнуть, что пират-
            
            
              ство исходит от негосударственных субъектов - физических лиц и
            
            
              их объединений, которые не действуют от имени государств и не
            
            
              уполномочены на такие действия каким-либо органом власти
            
            
              3
            
            
              . Речь
            
            
              идет о преступлении международного характера
            
            
              4
            
            
              , совершаемом, как