Стр. 62 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Егоров, Владимир Штоль
60
дал с поиском постсоветскими режимами опоры на центры мировой
силы, компенсирующей материальную недосуверенизацию. Кроме
того, отсылка внимания общественности новых независимых госу-
дарств, в полной мере ощутившей «блага» обрушения единого народ-
нохозяйственного и социального организма, к исторической протя-
женности достижения уровня демократического развития западного
мира служила хотя и ненадежным, но все же аргументом, объясняю-
щим «временные» трудности. На саммитах с западными политиками
обязательным элементом риторики лидеров постсоветских стран яв-
лялись заверения в верности курсу на достижение «либеральной де-
мократии как конечной формы человеческого правления»
1
.
Попытка укоренения западного социального опыта на культур-
ной почве постсоветского пространства завела демократический
транзит в тупик. Различного рода социологические замеры утвер-
ждают, что более 80% россиян являются носителями так называе-
мой «подданнической культуры» (по Габриэлю Алмонду и Сиднею
Вербе), а трансформация в «гражданскую культуру», необходимую
для построения демократического общества, произойдет не раньше
чем через три поколения. Такие же замеры в других странах ближ-
него зарубежья (исключая страны Прибалтики) демонстрируют
приблизительно аналогичные результаты.
Вместе с тем ориентация исследовательского внимания на пои-
ске приемлемых вариантов постсоветской режимной трансформа-
ции актуализировала импульс дальнейшего осмысления феномена
и практики демократии как ее целеполагания. Рефлексия современ-
ного социального процесса, обусловленная этим импульсом, дала
основание двум важнейшим выводам, которые в самом общем виде
могут быть сформулированы следующим образом: демократия яв-
ляется процессом, но не статичным состоянием общества, развива-
ющимся в контексте динамики всего социального организма.
Попытка абсолютизации даже самого совершенного механизма
ее реализации контрпродуктивна и неизбежно вступает в противо-
речие с цивилизационным мейнстримом.
Отмечая подвижное состояние демократии, обусловленное раз-
витием незападных социумов, и нерелевантность абсолютизации
ее западной модели, Брюс Макконнелл пишет: «И все же я пред-
чувствую появление новой формы демократии, если ее можно так
назвать, в частности в Китае. Это не западная представительная
парламентская демократия, основанная на ценностях эпохи Просве-