Стр. 163 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2018
Русская национальная политика: исторический опыт и современность
161
вопроса». Затем был подхвачен некото-
рыми деятелями российского демокра-
тического и революционного движения.
Автор книги убежден, что насильственная
украинизация не приведет современных
украинских политиков к достижению их
весьма сомнительных целей. В ближай-
шее время перспективы создания едино-
го украинского этноса остаются довольно
неопределенными.
В качестве решающего исторического
и политического субъекта Ю.А.Булатов ви-
дит народ Украины, который имеет общую
историческую судьбу и способен выйти на
прогрессивный путь своего развития. На-
род Украины объединяет представителей
разных этнических общностей - это укра-
инцы, русские, русины, поляки, татары,
евреи и т. д. Он также поликонфессиона-
лен, включает православных Московского
патриархата, сторонников греко-католи-
ческой церкви (униатов), католиков, про-
тестантов различного толка (например,
баптистов). Многонациональный народ
Украины и является главным источником
власти, носителем суверенитета государст-
ва, утверждает автор книги.
Очень интересны теоретические рас-
суждения Ю.А.Булатова о «трех братских
народах». Он отмечает, что большевики
вульгаризировали понятие «народ» в сво-
ей национальной политике, подчиненной
прежде всего борьбе за установление по-
литической диктатуры. Они «провозгласили
так называемую теорию о трех братских
народах: русские, украинцы и белорусы.
То есть речь уже шла, по мнению боль-
шевиков, не о двух русских народностях,
а о самодостаточных трех суверенных
этносах». Однако следует отметить, что до
революции малоросы (украинцы) входили
в состав русской титульной нации в каче-
стве ее органической части. Автор рас-
сматривает возникновение «теории о трех
братских народах» первоначально как так-
тический ответ на события Гражданской
войны и интервенции. Стремясь любыми
способами сохранить власть в центре стра-
ны, большевики способствовали созданию
«защитительного барьера» из пограничных
государств - Украины, Белоруссии, которые
признавались ими только в качестве совет-
ских республик.
Считая важным деидеологизировать
этническую историю России, Ю.А.Булатов
полагает необходимым рассматривать рус-
ских, украинцев и белорусов как «единый
суперэтнос в рамках российской, или, как
говорят на Западе, славяно-православной
цивилизации. Иначе нам всегда будут со-
путствовать пресловутые двойные стандар-
ты в сфере межнациональных отношений
как внутри нашей страны, так и за ее пре-
делами». Проводя сравнение с процессом
формирования народов и наций ряда за-
рубежных стран, он делает неординарные
теоретические и конкретно-исторические
сопоставления трактовок суперэтноса и
нации, которые могут побудить к интерес-
ным научным дискуссиям.
Каковы же перспективы дальнейшего
развития украинской государственности?
В настоящее время очевидно, что на Укра-
ине существует несколько регионов с ярко
выраженной этнокультурной индивидуаль-
ностью: Центральная и Северо-Восточная
Украина с Киевом, Западная Украина, Юг
и Юго-Восток Украины (историческая Но-
вороссия). Это регионы с различающимся
историческим прошлым, имеющие зна-
чительную языковую, конфессиональную,
культурную и даже бытовую специфику.
Едва ли их можно объединить в жестко
организованное унитарное государство.
Втягивание Украины в западную цивили-
зацию уже, по существу, привело к утрате