Стр. 78 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Камалудин Гаджиев
76
С учетом этих и множества других связанных с ними факторов
весьма проблематично говорить о трансформации - во всяком слу-
чае в обозримой перспективе - Европы народов в Европу граждан
Евросоюза, Европы отечеств - в Соединенные Штаты Европы. Мо-
жет быть, прав С.Дженкинс, который пришел к выводу, что «по-
литический союз - это дискредитировавшая себя ортодоксия и его
сторонники должны достойно капитулировать»
15
. И не наступает ли
момент истины, указывающий на необходимость возврата к естест-
венному состоянию сосуществования народов-наций со своей исто-
рией, духовной и социокультурной идентичностью, традициями,
собственным неделимым с кем бы то ни было суверенитетом и т. д.
Ведь есть некое рациональное зерно в известном утверждении, что
«соседи бывают хорошими и дружелюбными, когда они разделены
высокими заборами или стенами». Разумеется, при этом необходи-
мо четко и ясно осознавать, что истинная независимость - это спо-
собность найти формы, пути, методы и средства выстоять в услови-
ях зависимости как от ближних, так и дальних соседей.
Современный Запад переживает период глубинных трансформа-
ций, выдвигающих на передний план новые вызовы и угрозы, кото-
рые требуют качественно новых ответов. Перед народами региона,
которые господствовали над миром в течение почти 300 лет, встает
масса трудноразрешимых если не сказать неразрешимых проблем.
В этом плане в основе идеологии праворадикальных движений,
партий, объединений лежит убеждение в кризисе современной ев-
ропейской цивилизации, самого образа жизни, базирующегося на
ценностях, институтах, принципах, отношениях, правилах игры
иудео-христианской традиции.
В рассматриваемом контексте программные установки правых и
правоконсервативных партий и движений можно охарактеризовать
как оборонительные против тенденций и процессов, происходящих
прежде всего в социокультурной, морально-нравственной и поли-
тико-культурной сферах общественной жизни. Здесь особо важно
осознать, что при всех популистских и националистических ло-
зунгах и политических технологиях было бы не совсем корректно
рассматривать эти движения, партии, объединения как временный
феномен, который может исчезнуть с решением тех или иных пра-
ктических проблем, интересующих, скажем, те или иные слои насе-
ления. Проблема значительно сложнее и коренится в подлинных ре-
волюциях в важнейших сферах общественной жизни - социальной,