«Международная жизнь»
Владимир Кузнечевский
54
цепция-2013 обходит стороной разъяснение
конституционного
статуса внешней политики РФ
.
Основной акцент в документе сделан на, так сказать, бухгалтер-
ском обзоре «глобальных процессов в первом десятилетии XXI века»
и «переосмыслении приоритетов внешней политики России» в свя-
зи с этим. Фактически ни о каком кардинально новом, системном и
концептуальном подходе к разработке концепции речь все еще не
шла и в этом документе. По всей видимости, именно поэтому вес-
ной 2016 года Владимир Путин поручил С.Лаврову начать разработ-
ку новой Концепции внешней политики РФ.
По ходу выполнения этого поручения Президента РФ Сергей
Лавров в марте прошлого года, выступая перед аудиторией Сове-
та по внешней и оборонной политике, обрисовал историческую
перспективу внешней политики РФ, идеи которой позднее вошли
в текст Концепции-2016. Главное, на что обратил внимание ми-
нистр иностранных дел РФ, так это на то, что за прошедшие чет-
верть века с момента распада Советского Союза произошло не
только восстановление роли России как самостоятельного игрока
на внешней арене, но и на то, что произошло относительное со-
кращение влияния так называемого исторического Запада, кото-
рый на протяжении практически пяти веков привык видеть себя
в роли вершителя судеб человечества. В этих условиях, отметил
он, в вопросе формирования контуров мироустройства XXI века
долгосрочный успех любой внешней политики любого крупного
государства заключается не столько в достижении партнерских
отношений одних государств с другими, сколько в движении к
партнерству цивилизаций, опирающихся на уважительное взаи-
модействие различных культур и религий.
Однако концептуальный подход к определению внешнеполи-
тической линии российского правительства (как минимум) на
2018-2020 годы невозможен, если хотя бы пунктиром не отме-
тить наиболее вероятное развитие внутриполитической системы
общества.
Читая текст этого документа, не представляет большого тру-
да обнаружить, что руководство страны, определяя линию пове-
дения РФ на международной арене, исходит из того, что видит
перед собой не мобилизационную модель развития экономики,
а
либерально-государственную модель
социального, полити-
ческого и экономического развития общества. Сказано об этом