Стр. 167 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2016
Украина: факторы инвестиционных перспектив
161
ФАКТОР УКРАИНСКИХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Украинские долговые обязательства представляют собой фак-
тор, безусловно сдерживающий развитие национальной экономики.
К примеру, государственный внешний долг Украины, то есть тот, ко-
торый обычно называют суверенным, составляет 70,67 млрд. долла-
ров
10
. Соответственно, украинские власти вынуждены составлять го-
сударственный бюджет таким образом, чтобы предусмотреть в нем
выплату и обслуживание государственного долга. В частности, им
приходится сокращать расходы на социальные выплаты и зарплаты
служащим госаппарата. В монетарном плане это означает зауживание
спроса, который, в свою очередь, не выполняет роли стимулирования
производства и предложения товаров и услуг. Следующим звеном
этой логической цепочки выступает сужение налогооблагаемой базы
и, следовательно, уменьшение доходной части госбюджета. При та-
ком развитии традиционным средством пополнения бюджета высту-
пает приватизация, полная или частичная, наиболее ликвидных госу-
дарственных активов.
Описанная ситуация коммерчески выгодна потенциальным инве-
сторам, так как активы или их части предлагаются по ценам ниже
тех, которые могли бы быть при благоприятной конъюнктуре. Ре-
зонно предположить, что при подобном сценарии должно наблю-
даться обострение конкуренции между потенциальными инвестора-
ми, а у структур, обладающих ресурсом влияния, должен возникать
соблазн создавать предпочтения в пользу тех или иных инвесторов.
Одним из рычагов влияния может выступать регулирование отно-
шений между кредиторами и заемщиками.
В этом наиболее заметна роль Международного валютного фон-
да (МВФ), который взял на себя роль главного кредитора украин-
ской экономики. Так, он высказывает настойчивые рекомендации
по «оптимизации» государственного бюджета Украины на 2016 год,
акцентируя внимание на необходимость отмены большинства на-
логовых льгот и относя их упразднение к структурным реформам,
добивается выхода на дефицит бюджета в 3,7%. Выполнение пере-
численных условий МВФ считает необсуждаемым условием предо-
ставления финансовой помощи, в частности второго транша
11
. При-
нятие условий МВФ отводит остальных кредиторов на задний план,
прежде всего в части влияния на условия гипотетической конверта-
ции долговых обязательств в счет оплаты приватизируемых активов.