Стр. 146 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Борис Хейфец
140
ими будут установлены новые стандарты глобального регулиро-
вания, которые предопределят будущие особенности мирового
развития и повлияют на экономические связи всех государств на-
шей планеты.
Неслучайно, что наряду со сторонниками появилось много кри-
тиков трансрегиональных соглашений, прежде всего ТТП и ТАТИП.
Так, лауреат Нобелевской премии Дж.Стиглиц и А.Херш пишут, что
условия ТТП приведут к ограничению открытой конкуренции и ро-
сту цен для потребителей в США и по всему миру, что является ана-
фемой для свободной торговли. Стиглиц и Херш аргументированно
доказывают, что международные соглашения Америки создают не
свободную торговлю, а управляемую. Так происходит, когда к про-
цессу принятия решений не допускаются представители интересов,
не связанных с бизнесом
7
.
В докладе Исследовательского института Credit Suisse «Конец
глобализации или более многополярный мир?» называется наиболее
вероятный сценарий будущего - многополярный и регионально ори-
ентированный мир. Барьеров в торговле будет становиться все боль-
ше, как и компаний, которые будут сосредоточены на региональных
и внутренних рынках, а не на глобальном
8
.
Ряд экспертов говорят об отрицательном влиянии новых транс-
региональных партнерств на процесс глобализации и деятель-
ность глобальных институтов управления. Так, В.Мау пишет, что
тенденция к корректировке модели глобализации становится все
более очевидной. По-видимому, расширение многосторонней
(всеобщей) интеграционной повестки в мире будет переживать
долгосрочный застой: ВТО сможет обеспечивать лишь определен-
ный уровень либерализации мировой торговли и будет задавать
границы допустимого протекционизма, за которые мировая эконо-
мика не будет выходить
9
.
Л.З.Зевин подчеркивает геополитические и геоэкономические
риски, связанные с новыми экономическими партнерствами. Он
пишет, что «возникает проблема соотношения управления - функ-
ционирующими и готовящимися к созданию - мегаструктурами с
игроками глобального, регионального и странового уровней. Такие
инструменты пока не созданы, и возникают опасения, что их разра-
ботка столкнется с огромными трудностями. Внешне оба трансоке-
анических проекта облачены в экономические одеяния, но их задача
не только (и не столько!) обеспечение экономических интересов и