Стр. 138 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Борис Хейфец
132
ТИПЫ МЕГАПАРТНЕРСТВ
Уже сейчас можно выделить несколько типов новых партнерств.
Один из них условно можно назвать американо-европейским. Этот
тип представлен ТТП, а также будет в значительной мере отражен
в таких партнерствах, как ТАТИП, ЕС - Канада, ЕС - Япония. Это
тип либерального торгово-инвестиционного соглашения по модели
«ВТО плюс». Последняя означает принятие на себя каждым участ-
ником партнерства обязательств по условиям торговли и другим
сферам экономического взаимодействия сверх обязательств, вытека-
ющих из ее членства в ВТО.
Официально участники ТТП провозглашали, что создание парт-
нерства должно было стать альтернативой уже имеющихся в Ти-
хоокеанской зоне экономических союзов, прежде всего АСЕАН
и АТЭС, и обеспечить более либеральные условия торговли, чем
предусматривают правила ВТО и существующие там ЗСТ. Однако
подспудно целью этого проекта было стремление США противосто-
ять растущему влиянию Китая, сохранить свой контроль над Тихо-
океанской зоной и восстановить свои позиции в Азии.
Как отмечал Б.Обама, «более 95% потенциальных потребителей
нашей продукции живут за границами США. Это значит, что мы не
можем позволить странам вроде Китая определять правила мировой
экономики. Эти правила должны написать мы, открывая новые рын-
ки американским товарам, устанавливая высокие стандарты охраны
труда и экологии»
1
. В соглашении о ТТП эти правила написаны при
активном участии США, которые на всех рекламно-информацион-
ных материалах, размещенных на сайте Офиса торгового предста-
вителя США, в правом верхнем углу помещают логотип - «ТТП -
сделано в США»
2
.
«Пряником» для участия в ТТП является практически полное от-
крытие емкого американского рынка и рынков других стран-участ-
ниц. В ТТП обнуляется примерно 99% всех импортных таможенных
пошлин. Это касается, например, 18 тыс. пошлин у США. Благода-
ря ТТП крупнейший в мире экспортер молочных продуктов - Новая
Зеландия - добился облегчения доступа на американский рынок, а
США - на закрытый сельскохозяйственный рынок Японии.
Правда, процесс отмены пошлин будет идти поэтапно, причем
для ряда позиций предусмотрен щадящий переход. Так, пошлины
на японские легковые автомобили с современных 2,5% через 15 лет