Стр. 110 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Сергей Иванов
104
Константой во взглядах всех этих экстремистско-террористиче-
ских организаций является крайне нетерпимое отношение не только
к иноверцам, их культуре и религиозным воззрениям, но даже еди-
новерцам-мусульманам, что неизбежно ведет, и уже привело, к раз-
жиганию межисламских распрей.
Как и на ранней стадии салафитского джихадизма (то есть войны
со всеми, кто не соответствует их религиозным и морально-нравст-
венным установкам), в его становлении и географическом распро-
странении большое значение имели деньги, причем большие, и ду-
ховная «накачка» ведущих стран суннитского блока, прежде всего
Саудовской Аравии, Катара и Турции.
Очевидно, что при этом важную роль сыграли западные развед-
службы, стремящиеся использовать «исламскую пассионарность»
для свержения существующих на Ближнем и Среднем Восто-
ке, а также в Северной Африке правящих режимов (оставляем за
скобками представление об их диктаторском и кровожадном ха-
рактере, которое во многом сформировано пропагандистскими ин-
ститутами Запада) и создания хаоса, который, однако, быстро вы-
шел за рамки управляемого со стороны западных и региональных
покровителей.
Действия моджахедов и «Талибана» в Афганистане в какой-то
мере еще можно понять: они воевали на своей территории, не вы-
ходя, как правило, за ее пределы, против вторгшихся «агрессоров»,
чего нельзя сказать об ИГ, которое возникло на землях чужих госу-
дарств - Ирака и Сирии и состоит, по крайней мере его боевые под-
разделения, в значительной своей части из граждан других стран.
В этом ключевая разница и несоразмерность угроз, исходящих от
ИГ, - экспансия в другие страны, в том числе Северной Америки,
Западной Европы, и оголтелое варварство, сокрушающее все поня-
тия о ценности человеческой жизни, уважении к чужой культуре и
поликонфессиональности.
Высказываются мнения, что ИГ не имеет ничего общего с исла-
мом. Представляется, что это не совсем правильно. Случилось так,
что в исламском мире появились теологи и авторитеты, которые
по-своему, выборочно трактуют Коран, хадисы и другие священ-
ные мусульманские тексты, способствуя распространению насилия.
Основная, подавляющая часть исламской «уммы» осталась на по-
зициях традиционного ислама с его ценностями, чем-то близкими
христианским. Другая, меньшая, - скатилась на позиции радикаль-