Стр. 109 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2016
«Исламское государство» против ислама
103
го курса и отдельных стран, и всего мусульманского мира. Эта «по-
литическая ангажированность» ислама имеет не только и даже не
столько положительные стороны, но и, к сожалению, негативный
эффект, прежде всего в регионах преимущественно с мусульман-
ским населением, но также в странах и на континентах, где мусуль-
мане традиционно составляют меньшинство жителей (соотношение
в их пользу меняется на глазах, особенно в Европе после появления
многих сотен тысяч беженцев - адептов ислама).
Нарушение конфессионального баланса в Европе и отчасти в Се-
верной Америке не несло бы за собой столько политических рисков,
если бы волны миграции «не оседлали» радикальные исламисты-
фундаменталисты (преимущественно салафитского течения в сун-
низме), малотолерантные не только к иноверцам, но даже к адептам
других толков суннизма, таких как шафиизм и ханафизм, не говоря
уже о шиизме, который рассматривается салафитами как неиспра-
вимая секта и ересь.
Очевидная радикализация ислама, произошедшая на наших гла-
зах, имеет под собой, помимо прочего, вполне объективные причи-
ны: с одной стороны, это реакция на «несправедливость» мира, все
усиливающееся влияние Запада, в том числе посредством экспорта
бездуховности в различных формах, с другой стороны, это попытка
найти адекватную форму для сохранения своих традиционных цен-
ностей и духовных устоев через возврат к первоистокам в исламе.
И в этом самая большая проблема ислама, как, впрочем, и других
ведущих конфессий, - сохранить позиции в современном и быстро-
меняющемся мире, не отказываясь от традиций, дающих возмож-
ность консервации, хотя бы на обозримый период, политических,
экономических и родоплеменных реалий.
И это могло бы пройти более-менее незаметно для остально-
го мира, не появись в суннитском исламе крайне экстремистских и
радикальных идей, которые были взяты на вооружение правящими
кругами некоторых стран для продвижения своих политических це-
лей и доминирования в арабском и мусульманских мирах. На прак-
тике это выразилось в появлении моджахедов, а затем и «Талибана»
в Афганистане и Пакистане, наконец, «Аль-Каиды», которым было
все равно против кого воевать - советских солдат или, как сейчас,
против американцев и их союзников. Венцом этого процесса стало
появление «Исламского государства» (ИГ), принявшего нынешнее
название после серии трансформаций.