Стр. 185 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2015
Азиатская политика России: новые возможности для прорыва
183
идет непросто, однако прогресс налицо.
Сегодня, когда США и Европейский союз
проводят обструкционистскую линию в от-
ношении нашей страны, возложив на нас
ответственность за кризис на Украине и
введя против нашей страны санкционный
режим, российская дипломатия столкну-
лась с новыми вызовами. В этих условиях
нам необходимо совершить дипломати-
ческий маневр, развернуться на Восток,
причем сделать это нужно мощно, целена-
правленно, опираясь на имеющиеся эко-
номические и политические возможности.
Как справедливо замечает А.В.Лукин, что-
бы добиться усиления влияния России в
АТР, нужно отстаивать национальные инте-
ресы как самостоятельно, так и совместно
с другими государствами (с. 419).
Особо хотелось бы остановиться на корей-
ских сюжетах в работе А.В.Лукина. Автор с
присущей ему оригинальностью и легким
юмором описывает обстановку в КНДР, в
которой ему довелось побывать в 1990 году
(чего, например, стоят его иронические за-
метки о посещении квартиры «простого»
корейца в Пхеньяне). В книге приводятся
различные мнения и суждения о Север-
ной Корее политиков, специалистов-коре-
еведов, хотя некоторых из них, например
Б.Е.Немцова, вряд ли можно считать авто-
ритетным экспертом в этой области (с. 510).
У России были, есть и всегда будут интересы
в этом районе, хотя бы потому, что мы сосе-
ди с КНДР.
Вызывает вопросы «деление» А.В.Лукиным
российских экспертов по Корее на катего-
рии (с. 511-513) в зависимости от их оце-
нок обстановки в государствах Корейского
полуострова, политики Пхеньяна и Сеула,
роли сопредельных государств в корей-
ском вопросе и т. д. Убежден, что именно
политика США в корейских делах создала
и продолжает создавать нестабильную си-
туацию на полуострове, загоняет в тупик
политическое урегулирование ядерного
кризиса. Корейский полуостров для США
практически то же самое, что Ирак, Сирия,
Ливия, а теперь и Украина.
Стратегическим интересам России всегда
отвечало и будет отвечать впредь поддержа-
ние ровных, добрососедских отношений с
КНДР и РК. Перекос, который произошел в
корейской политике РФ в начале 1990-х го-
дов (резкий крен в сторону Сеула), лежит на
совести, а если сказать точнее, стал законо-
мерным результатом политики Б.Н.Ельцина
в интересах США. Этот перекос, как извест-
но, привел к ухудшению российско-севе-
рокорейских отношений и присоединению
Москвы к американскому давлению на
Пхеньян. Это противоречило национальным
интересам России в регионе.
Проамерикано-сеульский крен не при-
нес дивидендов России. Нам перестали
доверять в Пхеньяне. Сеул не спешил с
обещанными инвестициями и техноло-
гиями. А в политическом плане в Сеуле
продолжают действовать, оглядываясь на
Вашингтон, который при первом же удоб-
ном случае своим окриком напоминает
южнокорейским властям о союзническом
характере двусторонних отношений. В ре-
зультате Южная Корея была одной из пер-
вых, кто осудил присоединение Крыма и
Севастополя к России.
Возвращение России к сбалансирован-
ной политике на Корейском полуострове,
наша конструктивная линия в разрешении
ядерного кризиса, созыв шестистороннего
форума (РФ, КНР, США, Япония, КНДР, РК)
позволили нам занять подобающее место в
корейском урегулировании. Сегодня Москва
готова к развитию широких экономических,
научно-технических, культурных и иных свя-