Стр. 184 - V

Упрощенная HTML-версия

Виталий Денисов
182
«Международная жизнь»
го механизма финансирования, запустить
работу Банка развития ШОС, Энергетиче-
ского клуба ШОС (с. 214). Здесь непочатый
край работы.
А.В.Лукин обращается к проблемам Цен-
тральной Азии, евразийской интеграции.
Рассматривая эту зону «как культурно близ-
кий к России регион», автор отмечает, что
Москва «хотела бы не только сохранить
свое традиционное влияние в Централь-
ной Азии, но и укрепить взаимовыгодные
экономические и политические связи»
(с. 200). Кроме того, в регионе остро сто-
ят проблемы безопасности, терроризма,
наркотрафика и др. Важнейшую роль в
обеспечении независимости центральноа-
зиатских государств, борьбе против терро-
ризма, религиозного экстремизма играет
Организация Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ), членами которой яв-
ляются Армения, Белоруссия, Казахстан,
Киргизия, Россия, Таджикистан.
Автор анализирует политику США в Цент-
ральной Азии. Вашингтон активно продви-
гает разного рода концепции, в частности
«Партнерство по сотрудничеству и разви-
тию Большой Центральной Азии» (ПБЦА).
Американцы предлагают установить через
Афганистан тесные связи государств Цен-
тральной Азии с Индией и Пакистаном,
что диверсифицировало бы их междуна-
родное сотрудничество. Реализация этой
идеи на практике, по мнению А.В.Лукина,
приведет к ослаблению позиций России в
этом регионе (с. 206), чего, как известно,
и добивается Вашингтон.
В работе исследуется также концепция
«Экономический пояс Шелкового пути»,
предложенная руководителем Китайской
Народной Республики Си Цзиньпином
(с. 210-212). В Москве позитивно оценива-
ют китайский проект, так как он учитывает
интересы России. Евразийский экономи-
ческий союз с участием Российской Феде-
рации, Белоруссии, Казахстана, Армении
и китайский проект могут быть взаимопо-
лезными структурами в Центральной Азии,
способствовать динамичному экономиче-
скому развитию всего региона. Надо при-
знать, что сопряжение двух проектов потре-
бует большой и кропотливой работы, учета
интересов всех участников интеграционно-
го процесса.
В разделе книги «Россия и Азия: стратегия
и тактика» представлена пестрая картина
обстановки в различных странах азиат-
ского континента. Это Иран и Кампучия,
Северная и Южная Кореи, Сирия, Ливия
и Турция. Россия поддерживает с этими
государствами дружественные отношения,
развивает равноправные связи и сотруд-
ничество.
Азиатский вектор внешней политики Рос-
сии набирает обороты. Об этом убеди-
тельно и строго научно изложено в рецен-
зируемой работе. А.В.Лукин анализирует
причины трудностей, с которыми сталкива-
ется Россия на пути интеграции в азиатско-
тихоокеанское пространство. Критическому
разбору подвергнута деятельность некото-
рых международных структур, в частности
АТЭС. Входящие в эту организацию государ-
ства имеют мощный экономический и люд-
ской потенциал. Они производят более 55%
мирового валового продукта, имеют почти
50% мировой торговли и 40% прямых ино-
странных инвестиций (с. 401). Однако эф-
фективность АТЭС, по мнению автора, не-
высока, что вызывает критику со стороны
экспертов и политиков.
Позиции России в АТЭС, Восточноазиат-
ских саммитах, АРФ, других азиатско-тихо-
океанских объединениях и форумах мед-
ленно, но верно укрепляются. Процесс этот