Стр. 154 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Елена Литвинова
152
за М.В.Ильиным автору также хотелось объяснить различия между
понятиями «государственная статусность» (statehood) и «государ-
ственная состоятельность» (stateness), ведь они отражают разные
стороны государственности как безусловного свойства государства-
состояния или обязательного условия его существования. Это «ста-
тусность как принадлежность к сообществу государств-состояний»
(statehood), а также «состоятельность как соответствие своей собст-
венной природе государства-состояния» (stateness)»
3
. Различия меж-
ду статусностью и состоятельностью можно объяснить двояко. Во-
первых, статусность акцентирует первичную функцию государств,
а состоятельность - потенциал ее осуществления. В свою очередь,
статусность как правило позволяет развить состоятельность госу-
дарства.
Еще одной теоретико-методологической основой работы явля-
ются теории модернизации и политического развития. Большое
значение имеет концепция Д.Растоу, который выделяет три ключе-
вые цели модернизации: 1) национальное единство; 2) стабильная
власть; 3) равенство, а также теория политической модернизации
С.Хантингтона. Ученый определяет модернизацию как процесс,
включающий: 1) рационализацию власти; 2) дифференциацию со-
циальных, государственных и гражданских структур; 3) повышение
уровня политического участия.
Важную роль в формировании исследовательского подхода сыг-
рали работы о роли религии в политическом процессе и ее возмож-
ной связи с национализмом. В свете палестинской тематики уместно
процитировать Ф.Фукуяму: «Исламские фундаменталисты действу-
ют из религиозных побуждений и стремятся к возрождению перво-
начальных, более чистых форм религии. Исламисты… преследуют
политические цели и стремятся связать религию с политикой, и не
обязательно путями, несовместимыми с демократией…»
4
. То есть в
мусульманском мире мы наблюдаем попытки идеологизировать ре-
лигию, обосновать ее применение в политических целях, соединить
с современными политическими институтами. Эти попытки могут
принимать форму оригинальной синкретической доктрины, в кото-
рой исламские идеи сочетаются с западными, заимствованными как у
крайне левых, так и крайне правых партий Европы ХХ столетия.
Таким образом, формируя исследовательский подход к кейсу Па-
лестины, важно учитывать влияние фундаменталистской идеологии,
которая подразумевает: