Стр. 140 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Радик Гиматдинов, Ильдар Насыров
138
Федерации и правительством Республики Татарстан о разграничении
полномочий в области внешнеэкономических связей, подписанны-
ми 15 февраля 1994 года. Однако полноценное регулирование усло-
вий и процедуры открытия зарубежных представительств субъектов
Российской Федерации в процессе активного создания татарстанских
миссий за рубежом фактически отсутствовало.
Представительства Татарстана открывались в рамках предвари-
тельно достигнутых двусторонних договоренностей, обычно за-
фиксированных в формате «диагональных» межправительственных
соглашений. Так, например, Соглашение о принципах торгово-эко-
номического сотрудничества между Республикой Татарстан Россий-
ской Федерации и Азербайджанской Республикой, подписанное в
Баку 23 сентября 1992 года, и Соглашение между правительством
Республики Татарстан РФ и Правительством Республики Узбекис-
тан о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном
сотрудничестве, подписанное 18 февраля 1993 года в Ташкенте, со-
держали отдельные статьи, предусматривающие возможность от-
крытия представительств и оказания сторонами соглашения содей-
ствия в организации их деятельности.
В ряде случаев Татарстаном применялась иная, ныне предусмотрен-
ная действующим законодательством форма открытия представитель-
ства - при торгпредствах Российской Федерации. Подобным образом
были открыты представительства Татарстана в США и Австрии.
Отсутствие серьезных претензий со стороны федерального цен-
тра в связи с открытием российским регионом зарубежных предста-
вительств в отсутствие всеобъемлющего нормативно-правового ре-
гулирования данного процесса можно объяснить следующим. Так,
Татарстан работал с соблюдением действующего на тот момент за-
конодательства. Кроме того, создание и работа татарстанских пред-
ставительств осуществлялись для продвижения за рубежом конкрет-
ных интересов внешнеэкономического, культурного и гуманитарного
сотрудничества регионального уровня. При постановке задач перед
представительствами руководство Татарстана действовало в русле
единой внешней политики Российской Федерации.
В данном вопросе уместно провести аналогию с историческим
опытом швейцарских кантонов, которые большую часть международ-
ных договоров заключили в период действия редакции Конституции
Швейцарии 1874 года, предусматривавшей обязательное рассмотре-
ние и утверждение этих документов Федеральным советом. В швей-