«Международная жизнь»
Ɉльɝа Ʌеɛедева
сти ООН, следует рассматривать события конца 90-х годов ХХ века,
когда военная операция сил Североатлантического альянса привела
к изменению границ государства Сербия. Это было первое грубое
нарушение принципа, утвердившего нерушимость государственных
границ на европейском континенте, что еще в момент реализации
было определено российскими властями в качестве опасного пре-
цедента, подрывающего саму основу мирового устройства, которая
установилась по итогам Второй мировой войны.
Данные события стали наглядной демонстрацией опасности под-
мены силовым решением мирного диалога, идущего по официаль-
ным каналам Организации, созданной специально для диплома-
тического урегулирования межнациональных конфликтов. Важно
помнить, что для преодоления разногласий по таким вопросам и раз-
решения конфликтных ситуаций посредством мирного урегулирова-
ния создавалась ООН. Это прямо закреплено в 1-й части ее Устава,
сообщающего юридическую силу решениям международной органи-
зации, направленным на поддержание процессов мирного урегулиро-
вания и развития дружественных отношений между странами и наро-
дами. Сама Организация выступает как центральная дискуссионная
площадка, где не только обсуждаются способы урегулирования тех
или иных конфликтов, но и принимаются решения.
Принятие решений в обход традиционных механизмов, прои-
зошедшее во время вторжения натовской военной группировки на
территорию суверенного европейского государства ознаменовало
собой переход крупнейших мировых держав от политики диалога и
дипломатии на геополитической арене к силовым мерам и инстру-
ментам, используемым вопреки дипломатическим механизмом и на-
правленным на их подмену. Фактически военно-политический союз
западных государств взял на себя роль и полномочия Организации
Объединенных Наций, что позволяет говорить о недостаточности
инструментов, выработанных ООН за все время ее существования.
Именно об этом в своих публичных выступлениях и говорили пред-
ставители политической и дипломатической элит как западных го-
сударств, так и Российской Федерации.
Если попытаться выделить недостатки текущего формата межна-
ционального диалога, которые, со слов экспертов, нуждаются в ре-
формировании, то невозможно будет обойти вниманием роль Совета
Безопасности ООН и сами принципы его функционирования. Недо-
статками действующего формата следует признать прежде всего ог-