Стр. 144 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Сергей Серебров
138
Конфликт зародился в конце 1980-х годов в зейдитской провин-
ции Саада, когда только возникали трения и споры между местными
зейдитами и «реформаторами» - новоиспеченными адептами вахха-
бизма, прямо упрекавшими их в нарушениях требований «истинно-
го» ислама при отправлении культа. Быстрый рост рядов салафитов
в Йемене проходил под покровительством высших государственных
служащих, позже вошедших в «Аль-Ислах». Трения расширялись и
нередко заканчивались насилием. Со временем этот факт стал луч-
ше осознаваться йеменцами и многие из них уже сознательно вы-
ступили на защиту идентичности.
В 2007 году, вследствие крайне непопулярных саадских войн, в
Йемене начался заметный рост влияния традиционных школ ислама
- зейдизма и шафиизма. Первыми в защиту йеменской идентично-
сти перед натиском прозелитского агрессивного течения выступи-
ли зейдитские улемы, идейные вдохновители хуситского движения.
Улемы избрали традиционный именно для йеменской культуры
путь компромисса. Они решили устранить отдельные положения
религиозной доктрины зейдизма, которые, с их точки зрения, всту-
пили в конфликт с республиканскими общественными реалиями.
Этим они хотели восстановить доверие властей к зейдитской об-
щине и доказать, что чуждый культурным традициям страны вахха-
бизм не отвечает национальным интересам страны.
Зейдитское вероучение занимает уникальное промежуточное
положение между суннитским и шиитским исламом. Его приня-
то относить к наиболее умеренным течениям в исламе. Главным и
почти единственным признаком, отличавшим его от суннизма, был
постулат об имаме - предводителе общины верующих в исламе.
Причем речь шла не о политической роли имама и тем более не о
лишении его сакральных черт, которых в зейдизме и так не отме-
чалось, в противоположность другим шиитским школам, а только
о пункте об обязательной принадлежности имама к роду потомков
«дома Пророка».
Таким образом, высшие зейдитские улемы убрали последнее
положение, роднившее зейдизм с джаафаризмом - ведущей шиит-
ской школой в Иране, тем самым одновременно и вовсе устранив
причину классификации зейдизма как шиитской школы. По всем
прочим критериям он неотличим от шафиизма - суннитского маз-
хаба, которому традиционно следовало 70% населения Йемена в
его современных границах. Этот фактор обеспечивал гармонию в