Стр. 45 - V

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2016
Современные войны и вооруженные конфликты...
43
Основоположник даосизма Лао Цзы прямо и резко осуждал при-
менение военной силы в отношениях между народами и отдельны-
ми людьми: «Хорошее войско - средство, [порождающее] несчастье,
его ненавидят все существа. Поэтому человек, следующий Дао, его
не употребляет. Благородный [правитель] во время мира предпо-
читает быть уступчивым [в отношении соседних стран] и лишь на
войне применяет насилие. Войско - орудие несчастья, поэтому бла-
городный [правитель] не стремится использовать его, он применяет
его, только когда его к этому вынуждают. Главное состоит в том, что-
бы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять.
Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей.
Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в
стране. Благополучие создается уважением, а несчастье происходит
от насилия... Если убивают многих людей, то об этом нужно горько
плакать. Победу следует отмечать похоронной процессией»
2
.
Иисус Христос в своей Нагорной проповеди в противополож-
ность ветхозаветному принципу «око за око, зуб за зуб» провозгла-
шает новый принцип, явивший собой подлинную революцию в
изменении человеческого духа: «Любите врагов ваших, благослов-
ляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и моли-
тесь за обижающих вас и гонящих вас»
3
. Иисус Христос провозгла-
сил всеобщий и универсальный принцип любви человека к человеку,
противостоящий любому насилию, любой ненависти, вражде и злу.
Неслучайно в этой же Нагорной проповеди он говорит: «Блаженны
миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»
4
.
В исламе, представляющем собой некое единство закона и боже-
ственной благодати, где в Коране каждая сура начинается словами
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!», много внимания
уделяется доброму, уважительному, справедливому отношению че-
ловека к человеку, где Аллах есть истина, стержень, вокруг которого
выстраиваются все высшие ценности: добро, красота, справедли-
вость, любовь, милосердие, свобода. Коран категорически запреща-
ет обижать вдов, детей, сирот, стариков, вообще любого человека,
не говоря уже об убийстве человека человеком: «Не следует веру-
ющему убивать верующего, разве только по ошибке… А если кто
убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геенна, для веч-
ного пребывания там»
5
.
Таким образом, высказывания основоположников мировых фи-
лософских учений, религий и культур свидетельствуют о том, что