Стр. 44 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Константин Долгов
42
ми этой антиистории являются не те, кто создавал высшие ценности
материальной и духовной культуры, а, скорее, те, кто занимался их
уничтожением: фараоны, короли, императоры, цари, президенты,
военачальники, полководцы и т. д., то есть прежде всего те, кто ко-
мандовал армиями, ведущими, как правило, агрессивные, завоева-
тельные войны. Вот почему история и ее главные герои предстают
в облике антиистории и антигероев, а истинная история и истинные
герои остаются в тени или вообще не упоминаются.
Чтобы убедиться в этом, совсем необязательно углубляться в весь-
ма отдаленные времена, достаточно вспомнить о войнах XX века - са-
мых кровопролитных в истории: Первой и Второй мировых войнах.
К сожалению, в настоящее время все чаще стали проявляться симпто-
мы возможной третьей мировой войны.
Тем не менее наряду с повествованиями о бесконечных войнах
и конфликтах в древних памятниках явно ощущается и противопо-
ложная тенденция: призывы к устроению и упрочению мира и мир-
ной жизни, к уважению свободы, самобытности, образа жизни, ве-
рований и идеалов народов. Вслед за принципом «око за око, зуб за
зуб» выдвигаются принципы, направленные на установление дос-
тойных, братских отношений между людьми, отношений, основан-
ных на высоких духовных ценностях, высшей из которых является
любовь. Именно этому учили основоположники мировых религий -
Будда, Конфуций, Лао Цзы и особенно Иисус Христос.
Так, Будда говорил: «Добрые дела и добрые мысли - это единст-
венные врата, через которые вы можете вступить на этот [то есть
праведный] путь». Еще одно важнейшее его высказывание: «Лю-
бите врагов ваших, потому что враги - благодетели ваши: если вы
любите их, они помогают вам достичь совершенства»
1
. Данное вы-
сказывание как бы предвосхищает известное высказывание Иисуса
Христа в Нагорной проповеди.
Конфуций дал серьезное обоснование идеи человеколюбия как
главной идеи всего его учения. Человек должен любить другого че-
ловека, никогда не проявлять к нему вражды и тем более ненависти.
Человеколюбие включает в себя пять принципов: уважение, велико-
душие, доверие, сметливость, милость, следование которым исклю-
чает всякую вражду человека к человеку, не говоря уже о войнах,
убийствах и т. д. Суть гуманизма и человеколюбия выразилась в
следующем афоризме Конфуция: «Чего не желаешь себе, того не де-
лай и другим».