Стр. 173 - V

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2016
Перипетии исторической политики и памяти в Прибалтике
171
К чести автора стоит отметить, что он учел
и специфичность региона, и специфику
познаний российского читателя о нем,
поэтому по мере необходимости книга со-
держит исторические (эмпирические) сю-
жеты, чтобы читатель лучше ориентировал-
ся в методологии изучаемых трудов. При
этом эмпирика дается весьма лаконично
и выпукло, с опорой на новейшие работы
на русском, английском, латышском, ли-
товском, эстонском и польском языках и
позволяет восстановить пробелы, допуска-
емые официальными (националистически-
ми) прибалтийскими историческими труда-
ми, в истории региона в первой половине
ХХ века.
Как справедливо отмечает В.В.Симиндей,
не все из названных событий изучаются
современными прибалтийскими авторами
с одинаковой глубиной. Так, канун и непо-
средственно период Первой мировой вой-
ны глубоко изучен только литовскими авто-
рами, а влияние революционных событий
1917 года детально проработано в латыш-
ской историографии. Общим же для ис-
следователей из Литвы, Латвии и Эстонии
является пристальный интерес к внутрипо-
литическим и гораздо в более значитель-
ной степени внешнеполитическим событи-
ям 1939-1940 годов, а также настойчивые
попытки апологии прибалтийских полицей-
ских батальонов и подпольных национали-
стических формирований в военные и пер-
вые послевоенные годы.
Обращаясь к методологии современных
прибалтийских авторов, В.В.Симиндей
анализирует наиболее яркие работы по
обретению прибалтийскими республи-
ками суверенитета. Она зачастую вклю-
чает в себя неуместные «апокалиптиче-
ские прогнозы», связывающие события
1917-1918 и 1939-1940 годов и «модер-
низацию» истории. Некоторые же пассажи
из прибалтийских школьных учебников,
приводимые автором, невольно удивляют
своей созвучностью с тезисами из украин-
ской школьной литературы, воспитавшей
«поколение Майдана». Так, в учебнике
для латышских школьников Г.Курловича и
А.Томашуна о событиях 1917-1918 годов
говорится: «Россию раздирали военные
действия и смута, в которые большевики
широко вовлекали латышские стрелковые
части. Их посылали на ликвидацию быв-
ших союзников большевиков - левых эсе-
ров в Москве, против белогвардейской
армии адмирала Колчака и в другие ме-
ста» (с. 35).
Подобным пафосом скорби об «имперской
жестокости русских» и чуждости их интере-
сов к окраинам империи пропитан и сов-
ременный украинский школьный учебник:
«Интересы Московии в войне против Шве-
ции за получение выхода через Балтийское
море в Западную Европу не имели ниче-