Стр. 164 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Анна Великая
162
выступления, публикации, культурные обмены, мониторинг социаль-
ных сетей. Специалисты, работающие в области публичной диплома-
тии, в отличие от представителей внешнеполитических ведомств, не
связаны официальными ограничениями, они правомочны работать с
различными представителями гражданского общества, аналитиче-
ских центров для выработки конструктивной точки зрения.
Необходимо отметить особенность публичной дипломатии стран
Южной Европы, ЕАЭС, БРИКС и МИНТ, которые в своих действи-
ях апеллируют к культурному, гуманитарному, экономическому со-
трудничеству. Их общей чертой является демонстративное невме-
шательство во внутренние дела стран-партнеров, имеющих, по их
представлению, право на отстаивание собственных национальных
интересов
23
; у них имеется осознание, что гражданское общество
бывает не только либеральным. Не прибегая к насильственной де-
мократизации или правозащитной повестке, они сознательно отка-
зываются от практики построения государств («nation-building»),
направленной на привнесение извне институтов власти в государ-
ства, рассматриваемые определенными международными акторами
как несостоявшиеся. Невозможно вообразить, чтобы представите-
ли вооруженных сил этих стран открыто говорили о содействии в
диалоге гражданского общества и правительств отдельных стран
посредством дипломатов и военных страны-посредника, в отличие
от западных военнослужащих, которые могут позволить себе по-
добные высказывания
24
. Несмотря на отсутствие подобных отри-
цательных предпосылок для формирования собственного образа за
рубежом, работа вышеуказанных стран в области публичной дипло-
матии зачастую идет по линии межгосударственного, «вертикально-
го» сотрудничества, поэтому имеется серьезный запрос со стороны
их экспертного сообщества, гражданского общества на более актив-
ный и открытый диалог, формирование «горизонтальных» связей.
Подводя итоги, можно сказать, что публичная дипломатия по-
зволяет нивелировать тенденции роста разобщенности и использо-
вать открывающиеся возможности для взаимодействия. Ввиду того
что в современных условиях достичь этого крайне сложно, следу-
ет применять подходы, учитывающие страновую специфику (зако-
нодательную, культурную, историческую). Также важно слышать
собеседников, перенимать у них положительныи опыт: благодаря
созданию пространства для ведения диалога можно укрепить дол-
госрочные отношения между странами, причем необязательно до-