Стр. 163 - V

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2016
Публичная дипломатия как инструмент международного диалога
161
странтов, аспирантов, молодых профессионалов, которые через
пять-десять лет станут аналитиками, дипломатами, журналистами,
преподавателями профильных вузов и руководителями НПО, это
является необходимым, поскольку публичная дипломатия приносит
результаты лишь в долгосрочной перспективе. Как считает один из
ведущих исследователей в данной области Николас Калл, средства,
потраченные на публичную дипломатию, являются не затратами, а
стратегическими инвестициями, поэтому расчеты ее эффективности
в краткосрочной перспективе можно сравнить с измерением садов-
ником роста куста роз за ночь.
К примеру, по словам экс-заместителя госсекретаря США по
публичной дипломатии Тары Зоненшайн, эффект от образователь-
ных проектов виден лишь в долгосрочной перспективе: так, в гру-
зинском Парламенте она встретила 17 выпускников американских
программ
20
. Осознавая необходимость проведения эффективной пу-
бличной дипломатии, государства все чаще решаются на серьезные
шаги в данной сфере, при этом копирование действий других меж-
дународных игроков и собственная интерпретация удачных внешне-
политических действий очень свойственны для данной сферы (ис-
пользование образовательных программ, стажировок, проведение
культурных мероприятий, запуск новостных каналов на различных
иностранных языках
21
).
К сожалению, в России наблюдается проблема экспертного ди-
алога академических ученых-международников с их зарубежными
коллегами, поскольку бюджет исследовательских центров на про-
ведение международных конференций, зарубежные командировки
сотрудников во многих случаях оставляет желать лучшего. Пред-
ставляется необходимым активизировать именно это направление
публичной дипломатии. Следует отметить, что в США также идет
дискуссия о целесообразности увеличения финансирования пу-
бличной дипломатии, особенно в свете необходимости улучшения
образа США на Ближнем Востоке и Латинской Америке, отмеча-
ется, что после окончания холодной войны количество людей, ра-
ботающих в области публичной дипломатии, сократилось на 35%,
финансирование - на 26%.
Успешная публичная дипломатия начинается с понимания процес-
сов, формирующих общественное мнение, большая роль в которых
принадлежит средствам массовой информации
22
, поэтому необходи-
мо взаимодействовать с иностранной аудиторией через публичные