Стр. 99 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Сергей Косенко
98
На практике в своих оценках ни одно государство не связано юри-
дически позицией другого государства, за исключением доброволь-
ного соглашения в виде договора или присоединения к международ-
ной организации, или же прямого согласия. Это дает возможность
лучше понять расплывчатую природу санкций. После того как госу-
дарство-цензор вводит санкции в отношении другого государства,
оно символически разрушает это суверенное равенство, которое, од-
нако, защищено принципом иммунитета государств от иностранной
юрисдикции, действующего в пространстве их суверенитета.
В самом факте наказания государство-цензор механически пере-
мещается на ступень выше наказанного государства, то есть при-
сваивает себе некую высшую власть, квазисудебную, потому что,
с одной стороны, оно субъективно прочерчивает границу между
тем, что неправильно, и тем, что правильно, и потому что, с дру-
гой стороны, оно единолично, то есть тоже субъективно оценивает
целесообразность санкций, их график и интенсивность. В этом слу-
чае политический дискурс переходит в плоскость «подчиняющий-
подчиненный» со всеми элементами состояния войны, которые там
присутствуют. Это именно то, считает Дотезак, что делает Швейца-
рия в отношении России.
Чтобы осмелиться на подобное нарушение равенства, цензор дол-
жен иметь большую экономическую и/или военную мощь по срав-
нению с наказуемым государством, в противном случае он мог бы
подвергнуться ответному удару соразмерно разнице сил. Именно по-
этому ограничительные меры всегда свидетельствуют о соотношении
сил*. И первый вывод, который напрашивается, - Швейцария переме-
стилась в лагерь сил, неблагоприятных по отношению к России.
Общеизвестно, что чемпионом всех категорий в данной области,
даже если их сегодня и догоняет в этом Европейский союз, являются
Соединенные Штаты. В течение двух президентских сроков Билла
Клинтона США ввели в действие почти половину из 170 ограничи-
тельных процедур, принятых Соединенными Штатами Америки в
XX веке. Эта «культура ответных действий»
1
в международных от-
ношениях восходит к президентству Вудро Вильсона (1913-1921 гг.),
который видел в эмбарго, бойкоте и изоляции стран, «нарушающих
нормы» (уже в то время стран-изгоев), панацею в сфере урегулиро-
*
Если только это не является требованием резолюции Совета Безопасности ООН, имеющей обяза-
тельную юридическую силу.