Стр. 98 - 01

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2015
Майданов узел
97
царских банков другими крупными русскими вкладчиками способ-
ны ощутимо ударить по экономике этой маленькой и консерватив-
ной страны, финансовая система которой уже находится под грубым
прессингом США и ЕС. Автор совершенно не уверен в том, что
ставшая модной с подачи США провокационная «культура давле-
ния» на неугодные страны подходит швейцарской модели права.
Официальной мотивацией этого решения Швейцарии было пре-
дотвращение того, чтобы территория страны служила «обходным
путем» штрафных мер, принятых странами-партнерами. Внешне
это похоже на дискурс чистого нейтралитета. Однако приглядев-
шись внимательнее, можно увидеть, что на самом деле все наобо-
рот. Невоенные* международные санкции являются не судебными
вердиктами, а правительственными решениями, которые воплоща-
ют в себе политический выбор.
Вопреки распространенному заблуждению, факт применения
санкций одним или несколькими государствами не основан на пред-
варительном осуждении другой страны по уголовному делу или
процедуре, то есть на преступлении или правонарушении, доказан-
ном в судебном порядке. Таким образом, эти меры применяются не
за уголовно наказуемые деяния согласно общему праву, а скорее как
результат политических взаимоотношений между государствами.
Это также объясняет тот факт, что одинаковая ситуация разны-
ми странами рассматривается по-разному в зависимости от харак-
тера взаимоотношений между двумя или более государствами. Та-
кой двойной стандарт проявился в Косове, области, которая вышла
из состава Сербии даже без всенародного голосования, но которую
Берн поторопился признать суверенным государством. То есть, ут-
верждает журналист, возможность появления в международном пу-
бличном праве двойных стандартов реальна.
Особенностью всей системы права, продолжает автор, являет-
ся то, что оно не создается высшей законодательной властью, а зи-
ждется на основополагающем принципе вольной оценки со сторо-
ны какого-либо суверенного государства того или иного действия
другого государства. Каждое государство само оценивает свой пра-
вовой статус в отношении других государств, и толкование одного
государства является таким же законным, как и толкование другого.
*
«Контрмеры» - в терминологии американской дипломатии, «ограничительные меры» - в европей-
ской терминологии.