Стр. 182 - 01

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2015
Внешняя политикаЖоржа Помпиду
181
хранении политического лидерства внутри
Общего рынка (с. 206). Тесно связанным
со средиземноморскими интересами Па-
рижа было урегулирование ситуации на
Ближнем Востоке. Событием чрезвычай-
ной важности стала продажа французских
истребителей Ливии. Оно, подчеркивает
автор, символизировало средиземномор-
скую политику Франции и, по сути, означа-
ло окончательную переориентацию ближ-
невосточной позиции Парижа в пользу
арабских стран (с. 212).
Одним из определяющих факторов для
французского руководства было проти-
водействие влиянию СССР в Средизем-
номорском регионе. Оно прекрасно
осознавало, отмечает автор, что в случае
отказа от продажи самолетов Триполи ли-
вийское правительство сможет купить их
у СССР и тогда влияние Москвы в Среди-
земноморье сильно увеличится (с. 215).
В целом же проарабская политика Фран-
ции и решение об активизации военного
сотрудничества с Ливией прежде всего
объяснялись геополитическими причинами
и были призваны утвердить позиции Пари-
жа в регионе. Израиль же в этой ситуации
оказывался невольной жертвой средизем-
номорской политики Франции (с. 216).
Хотя проарабская политика Франции в
регионе объективно вела к обострению
политических отношений с Иерусалимом,
это не мешало достаточно успешному раз-
витию франко-израильских экономических
связей (с. 219).
Весьма развернуто в книге представлена
проблема франко-алжирских отношений.
«Алжир с 1962 года являлся образцом вза-
имоотношений метрополии с бывшими ко-
лониями, а франко-алжирские отношения
стали символом политики франкофонии и
в целом дипломатии Франции по отноше-
нию к странам «третьего мира» (с. 225).
Поэтому так называемый нефтяной кризис
1970-1971 годов, когда Президент Алжира
Хуари Бумедьен объявил о национализа-
ции средств транспортировки нефти и 51%
акций французских нефтяных компаний,
работавших в Алжире, был опасен для Па-
рижа не столько ухудшением условий дого-
воров на поставку углеводородов, сколько
негативными геополитическими последст-
виями вплоть до полного краха средизем-
номорской политики. Создавалась угроза
ослабления французского влияния в реги-
оне и, соответственно, усиления позиций
США или СССР (с. 226).
Арабо-израильский конфликт 1973 года и
последовавший за ним кризис энергоре-
сурсов потребовали активизации среди-
земноморской политики Франции. Именно
в этот период франко-алжирские отноше-
ния достигли своего пика, что было свя-
зано с совпадением позиций двух стран
по многим ключевым вопросам мировой
политики. Активное участие Алжира в Дви-
жении неприсоединения, считавшемся
важным фактором международных отно-
шений, также способствовало франко-ал-
жирскому сближению (с. 227). В целом по-
литика Помпиду по отношению к странам
Магриба, заключает автор, была достаточ-
но успешной. Франции удалось сохранить
свои сильные позиции в регионе, основан-
ные на исторически сложившихся тесных
экономических, культурных, политических
и языковых связях (с. 229).
Тесное сотрудничество с молодыми госу-
дарствами, недавно добившимися неза-
висимости, стало основой африканской
политики как де Голля, так и Помпиду.
В отличие от Великобритании и Португалии,
Франция предприняла попытку выстроить
новую систему неформальной опеки и па-