Стр. 178 - 01

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2015
Внешняя политикаЖоржа Помпиду
177
Помпиду придавал большое значение в
международной политике (с. 116).
Атмосферу визита весьма омрачило рез-
кое недовольство произраильских кругов
некоторыми публичными высказывани-
ями Помпиду в связи с событиями Ше-
стидневной войны 1967 года. По сути,
отмечает автор, Помпиду назвал Израиль
агрессором в войне с арабскими страна-
ми (с. 117). В Чикаго манифестанты вели
себя вызывающе и выкрикивали раз-
личные оскорбления в адрес Президента
Франции, который собрался было прекра-
тить визит, но положение исправил Ник-
сон, лично выразивший по телефону свои
извинения и попросивший французского
президента остаться и продолжить визит.
Если оставить за скобками события, свя-
занные с ситуацией на Ближнем Востоке,
то, считает автор, можно охарактеризовать
визит в США как успешный* (с. 119). Са-
мое главное, полагает автор, заключалось в
том, что Помпиду и Никсон очень подробно
обсудили вопросы возобновления и даль-
нейшего развития военно-технического со-
трудничества двух стран. Такого рода сотруд-
ничество носило взаимовыгодный характер
и не предполагало подчинения французских
национальных интересов Соединенным
Штатам, заключает Е.Осипов (с. 120).
В последующем в связи с фундаменталь-
ным кризисом мировой финансовой сис-
темы - Бреттон-Вудской, установленной по
итогам Второй мировой войны, Помпиду
превратился в общеевропейского предста-
вителя на важнейших переговорах с США
о путях выхода из финансового кризиса.
Как бывший банкир, он всегда отдавал
приоритетное значение именно экономи-
ческим вопросам, и целью внешней поли-
тики Франции стало всестороннее развитие
экономических связей внутри ЕЭС в тесном
контакте с США, что, отмечает автор, «отли-
чало дипломатию Помпиду от классической
голлистской доктрины» (с. 132).
В ходе франко-американской встречи на
Азорских островах в 1971 году Помпиду и
Никсон достаточно быстро достигли взаи-
мопонимания по важнейшим вопросам
мировой политики, носившим неэкономи-
ческий характер: были подтверждены вы-
сокое значение разрядки международной
напряженности, необходимость сохране-
ния американских войск в Европе и уста-
новления устойчивых политических связей
с Китаем. После долгих дискуссий удалось
прийти к компромиссу по целому ряду во-
просов монетарной политики.
Тем не менее в последующем, к началу
1973 года, в отношениях между Францией и
США накопился целый ряд серьезных проти-
воречий. Париж в гораздо большей степени,
чем Вашингтон, поддерживал идею созыва
Совещания по безопасности и сотрудниче-
ству в Европе (СБСЕ). Противоположными
были позиции двух стран относительно пе-
реговоров по сокращению вооружений. Для
США они имели приоритетное значение.
Франция опасалась, что политика сокраще-
ния вооружений закончится просто переме-
щением зон опасности в мире и такой зоной
как раз вполне могла стать Европа (с. 136).
*
Весьма обширная источниковая база, используе-
мая автором монографии, до сих не отразила один
досадный для франко-американских отношений
итоговый сюжет пребывания Помпиду на амери-
канской земле, когда он нанес визит в Секретариат
ООН в Нью-Йорке и вновь подвергся различным
оскорблениям со стороны упомянутых кругов.
И снова исправлять положение пришлось Никсону,
который специально прилетел из Вашингтона, что-
бы принести публичные извинения, не без юмора
заметив, что организаторы визита хотели показать
Помпиду Америку во всем ее многообразии, кото-
рую время от времени видит ее президент.