Стр. 170 - 01

Упрощенная HTML-версия

Февраль, 2015
Штрихи к портрету ПапыФранциска
169
Тем не менее после своего избрания но-
вый провинциал, то есть будущий Папа
Франциск, жестко выступает за прекра-
щение такой инициативы. Его мотивиров-
ка состоит в том, что не следует провоци-
ровать внимание к иезуитам со стороны
поборников насилия. Одновременно он
ратует за очищение ордена от каких-ли-
бо симпатий к «теологии освобождения»
(р. 73). Двое из направленных для работы
в трущобах богословов соглашаются, но
Халикс и Йорио отвечают отказом.
Руководитель отделения, однако, непре-
клонен и предупреждает непокорных (он
знает их много лет) о неизбежных санкци-
ях вплоть до отчисления из ордена. Он ре-
комендует обоим «проявлять максималь-
ную осторожность в связи с разговорами
о надвигающемся государственном пере-
вороте» (р. 75). Но решимость собратьев
идти наперекор полученным директивам
получает развитие, и провинциал офици-
ально сообщает о происходящем архи-
епископу Буэнос-Айреса архиконсерва-
тору Х.К.Арамбуру. Тот лишает Халикса и
Йорио полномочий на проведение бого-
служений, что для захватившей власть хун-
ты является сигналом к действию.
Буквально через три дня после дисципли-
нарного вердикта архиепископа происходит
задержание двух иезуитов. Вместе с ними
схвачены шесть человек, которых больше
никогда не увидят родные и близкие…
Х.М.Бергольо потрясен произошедшим и
начинает действовать по освобождению
ни в чем не виновных. Он доходит до выс-
ших представителей хунты, мобилизует
возможности католической церкви, стал-
кивается с множеством трудностей, по-
скольку путчисты не намерены отступать.
Только спустя пять месяцев удается до-
биться невозможного - заключенные вы-
ходят на свободу с обязательством сразу
же покинуть Аргентину.
По мнению П.Веллили, несомненен вклад
прелата в защиту и спасение многих жертв
насилия аргентинского режима (р. 84).
Но книгу пронизывает мысль о масштаб-
ном коллаборационизме верхов арген-
тинской церкви с военными властями.
Выделено молчание пастырей перед ли-
цом явных преступлений хунты, включая
похищение новорожденных у их матерей
с последующей передачей младенцев в
«надежные руки». Остаются поэтому, ре-
зюмирует автор исследования, вопросы о
поведении главного аргентинского иезуита
во время «грязной войны», на которые нет
ответа (р. 90).
Следующая затем часть монографии посвя-
щена произошедшей эволюции мировоз-
зрения священнослужителя и динамике его
приобщения к взглядам, которые некогда
им отвергались и осуждались (р. 100). Так,
рельефно подан пересмотр былой жестко-
сти и прямолинейности в пользу готовности
слушать и обсуждать, на деле проявлять за-
боту о тех, кто бедствует, остро настаивать
на необходимости не благотворительности,
а справедливости. Приведены конкретные
примеры обозначившегося стремления к
налаживанию конструктивного межцерков-
ного диалога.
Здесь же уместно дается международный
фон, на котором более отчетливо просма-
тривается новизна убеждений действую-
щего главы Ватикана. Падение Берлинской
стены, распад Советского Союза рассма-
тривались им не как «конец истории» по
формуле Е.Ф.Фукуямы, а стимулом к пере-
смотру отношения к предельной бедности,
нищете, поскольку «отныне признание экс-
плуатации бедного и его полной маргина-
лизации не несет в себе риск оказаться в