«Международная жизнь»
Евгений Осипов
74
городов, где, как в «гетто», по этническому принципу живут миг-
ранты первого и последующих поколени )
10
.
Самым ярким событием, подчеркнувшим изменение ситуации в
миграционном вопросе, стало так называемое «дело о мусульман-
ском платке» (впоследствии начали употреблять термин «хиджаб») в
колледже города Кре , где в 1989 году три ученицы арабского про-
исхождения перестали посещать занятия из-за невозможности но-
сить внутри здания колледжа хиджаб. С тех пор началась длительная
борьба французских мусульман за право носить религиозную одеж-
ду в общественных местах. Завершилась она в 2004 году приняти-
ем закона о запрете како -либо религиозно символики в учебных
заведениях. Однако приняты закон не остановил ни дискуссию в
обществе, ни начавшиеся на рубеже 80-90-х годов XX века процес-
сы. Религиозные одежда и символы, несмотря на запрет, постепенно
становятся частью публичного пространства, а раздельное меню в
школьных столовых превращается в общепринятую норму.
Более того, в последние несколько лет во Франции заговорили
о наступлении нового этапа в миграционно политике. На смену
интеграции приходит
инклюзивный
подход (от французского слова
«l’inclusion» - включение). Его суть в том, что в отличие от интегра-
ции инклюзивность предполагает, что вновь прибывши меняет то,
что было в обществе до него, то есть привносит что-то новое в сло-
жившиеся общественные нормы
11
. Новы подход нацелен на борьбу
с распространяющимся во французском обществе «коммунитариз-
мом» (внутренне замкнутые группы, образованные по этноконфес-
сиональному принципу, в которых все большее влияние приобре-
тают радикальные течения). Однако очевидно, что инклюзивны
подход, если он будет все-таки принят на государственном уровне,
еще больше ударит по сторонникам сохранения французско иден-
тичности. В любом случае, инклюзивность означает окончательны
отказ от исторически сложившихся подходов к миграционно , на-
ционально и религиозно политике во Франции.
Выше названные этапы в попытках адаптировать этнически не-
французское население к нормам жизни во Франции четко прослежи-
ваются на примере трансформации французско системы образования,
темы очень актуально и непосредственно связанно с нарастанием
национально и религиозно напряженности. С XIX века и вплоть до
70-х годов XX века французская школа была выстроена по принципу
ассимиляции. Это означало элитарны подход, при котором в центре