Стр. 103 - V

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2016
Братислава-2016
101
влеченных в «дело Локерби». Я также был свидетелем многочисленных
случаев вмешательства в содержание репортажей честных журнали-
стов. Довольно часто, когда интервью по спутниковому телевидению
были записаны, их просто изымали из программы под влиянием высо-
ких инстанций.
К сожалению, не могу далее останавливаться на теоретических вы-
кладках, которыми занимался, например, американский теоретик
Эдвард C.Херман. Могу лишь упомянуть основные элементы инфор-
мационной теории, или теории связей с общественностью (PR) в том
виде, в котором ее разрабатывал Эдвард Бернейс в США в ходе Первой
мировой войны (кстати, племянник Зигмунда Фрейда), а позже - Уолтер
Липпман. Основной смысл данной теории состоит в том, что в откры-
том, свободном обществе, где различные группы конкурируют между
собой за большинство в парламенте, необходимо направлять мнение
людей в определенное русло, чтобы система сохранила стабильность.
Обозначить эту задачу был призван термин «производство согласия»
(“manufacture of consent”). Ныне термин «пропаганда» имеет негативную
коннотацию и его не употребляют, хотя сразу после Первой мировой
войны его коннотация была нейтральной.
Суммируя эти факты, можно сделать вывод и подчеркнуть то, что
было сказано в приветственном адресе г-на Лаврова, а именно: необхо-
дим кодекс профессиональной этики в области журналистики. Истина и
точность, независимость, честность и беспристрастность, гуманность и
подотчетность - их часто приводят в качестве основополагающих прин-
ципов этического кодекса.
Тем не менее могу сказать, что данные принципы имеют смысл, толь-
ко если их толковать в свете честности и прозрачности, только если каж-
дый журналист ясно очертит критерии, в соответствии с которыми он
определяет эти термины, и никто не будет считать, что он претендует на
высокую мораль, с позиций которой он вправе судить других. Иначе все
это превратится в идеологические установки.
В заключение хотел бы сказать, что в век Интернета, когда всемирный ох-
ват СМИ рискует развязать новые информационные войны, стоит бросить
свежий взгляд на былую концепцию ЮНЕСКО, от которой легко отказались
под давлением корпоративных СМИ в период холодной войны, - идею сба-
лансированного потока информации на глобальном уровне.
В то время ЮНЕСКО объявила новый международный порядок в обла-
сти информации и коммуникации. С моей точки зрения, этот порядок мог
обязать журналистов придерживаться профессиональной этики, способ-