Стр. 85 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2015
Особенности международного сотрудничества государств...
79
правлении смогли и другие государства, долгое время числившиеся
«неподписантами», в частности Италия, Республика Корея, и другие
9
.
Для того чтобы Поправка 2005 года окончательно вступила в силу,
требуется ее ратификация еще приблизительно 14 государствами. Рос-
сийская Федерация ратифицировала Конвенцию о физической защите
ядерного материала и Поправку 2005 года к ней одной из первых.
Еще одним значимым международно-правовым инструментом в
области ФЯБ является Международная конвенция о борьбе с актами
ядерного терроризма (МКБАЯТ) 2005 года, разработанная на осно-
ве проекта России в 1998 году. По состоянию на сентябрь 2015 года,
число подписавших конвенцию государств составляет 115, ратифи-
цировавших - 99
10
.
Отличительной чертой конвенции является то, что она разработана
международным сообществом на упреждение, то есть до совершения
терактов с применением ядерных или иных радиоактивных материа-
лов. Ее основная цель заключается в обеспечении антитеррористиче-
ской защиты как мирного, так и военного атома, а также в создании
соответствующего механизма международного сотрудничества в сфе-
ре расследования актов ядерного терроризма. Конвенция включает
в себя 28 статей и определяет условия выдачи возможных правона-
рушителей; широкий перечень преступных деяний (угроза соверше-
ния террористического акта также является преступлением); порядок
действий государств в отношении радиоактивных материалов и ядер-
ных объектов, захваченных или приобретенных иным образом после
совершения террористического преступления
11
. Тем самым МКБАЯТ
является первым международным договором, регулирующим сотруд-
ничество государств по предупреждению ОМУ-терроризма в одном
из его аспектов - ядерном терроризме.
Таким образом, Конвенция о физической защите ядерного мате-
риала с Поправкой 2005 года к ней, а также Международная кон-
венция о борьбе с актами ядерного терроризма - два ключевых
международно-правовых механизма обеспечения ФЯБ. Как пред-
ставляется, дальнейшая их универсализация позволит укрепить со-
ответствующий базис и повысить доверие между государствами в
данной области.
Помимо существующих международно-правовых рамок взаи-
модействия в сфере ФЯБ также действуют рекомендательные доку-
менты, разработанные МАГАТЭ и одобренные его директивными
органами - Советом управляющих (СУ) и Генеральной конференци-