Стр. 84 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Светлана Сурчина
78
ных материалов путем соблюдения установленных уровней их фи-
зической защиты (ст. V)
6
.
В документе также закреплен принцип универсальной юрисдикции,
согласно которому стороны могут либо выдавать, либо судить право-
нарушителя. Эти действия определяются двумя критериями: в зависи-
мости от места совершения правонарушения (на борту самолета или
судна, зарегистрированного в этом государстве, или на территории го-
сударства-участника) и гражданства вероятного правонарушителя
7
.
В середине 2000-х годов положения конвенции были усилены пу-
тем внесения соответствующих дополнений, которые получили назва-
ние Поправки 2005 года к Конвенции о физической защите ядерного
материала. После внесения изменений сфера охвата конвенции зна-
чительно расширилась - режим физзащиты теперь распространялся
как на международную перевозку ядерных материалов, так и на их
перемещение внутри государства. В документе получил закрепление
важный принцип ответственности государства за обеспечение ФЯБ на
своей территории
8
. На практике это означает, что каждое государство
несет полную ответственность за обеспечение физической безопасно-
сти ядерных и других радиоактивных материалов и связанных с ними
установок, а также соответствующей деятельности; физической без-
опасности таких материалов при их использовании, хранении или пе-
ревозке; противодействия незаконному обороту и непреднамеренному
перемещению таких материалов; и готовности к реагированию в слу-
чае событий, связанных с физической ядерной безопасностью.
По состоянию на сентябрь 2015 года, Поправка 2005 года к Кон-
венции о физической защите ядерного материала пока так и не
вступила в силу. Вместе с тем существует вероятность того, что в
скором времени конвенция и поправка к ней станут подлинно уни-
версальными механизмами. Дело в том, что в течение длительного
периода времени отсутствие прогресса в вопросе ратификации по-
правки было связано с неконструктивной позицией США и их со-
юзников (в первую очередь Японии и Республики Корея) на этот
счет. Данные государства оправдывали невозможность ратификации
тем, что у них не была завершена межведомственная работа по со-
гласованию различного рода подзаконных актов, готовый пакет ко-
торых требовался для внесения документа на ратификацию.
Однако летом 2015 года ситуация изменилась. Вашингтону уда-
лось преодолеть законодательные трудности и добиться ратификации
Поправки 2005 года Конгрессом США. Достичь успеха на этом на-