Стр. 103 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2015
Восточная Азия и новый мировой порядок
97
История на примере внешнеполитической практики Римской и
Британской империй показывает, что сдерживанием можно притор-
мозить становление нового миропорядка, но нельзя отменить заме-
ну отжившей международной системы новой. Сила Китая и Индии,
Восточной Азии в целом заключается в динамичном и опережающем
другие страны мира росте экономики этого региона, дальнейшее уси-
ление которой требует смены устаревшей парадигмы развития.
Значимость государств Восточной Азии для мирового хозяйства
весьма велика. Ключевые страны этого района (Китай, Япония и
Южная Корея) располагают совокупным ВВП, составляющим 20%
общемирового (в абсолютном выражении за период 1995-2012 гг.
ВВП по ППС вырос с 17,03 трлн. долл. до 47 трлн.), и входят в
десятку стран с наибольшим объемом внешней торговли
1
. Объем
экспорта ПИИ из государств Восточной Азии за указанный период
вырос с 178,8 до 893,2 млрд. долларов
2
. Основой развития реги-
ональной экономики является сложившийся в ХХ веке восточно-
азиатский хозяйственный комплекс, объединяющий зоны высоко-
технологичного производства (Япония, Китай, азиатские НИС) и
развивающиеся государства - члены АСЕАН. Императивом меж-
дународных отношений и значимым фактором динамичного и
устойчивого развития стран Восточной Азии на рубеже веков ста-
ла экономическая интеграция в различных форматах.
Показательно, что расположенные здесь государства признают
Китай в качестве ключевого экономического партнера, связывая свое
дальнейшее развитие с ростом китайской экономики.
В наши дни уже невозможно остановить развитие экономической
интеграции, которая соединила азиатские государства тесными ни-
тями экономической взаимозависимости. Если какая-либо эконо-
мически мощная держава региона, будь то Япония или Китай, за-
думала бы проводить узкоэгоистичную политику экономического
протекционизма, это нанесло бы сильнейший удар по глобальной
торговой системе и привело бы к кризису мирового хозяйства.
В данной связи весомым фактором региональной политики ста-
новится растущее влияние крупного азиатского бизнеса. Ему при-
надлежит ключевая роль контроля действий правительственных
официальных лиц, удерживая их от соблазна содействия политиче-
ским конфликтам, способным нанести серьезный ущерб устойчи-
вому развитию хозяйства Восточной Азии, процессу азиатско-тихо-
океанской экономической интеграции.