Стр. 9 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Алексей Кузнецов
8
ческого и социалистического блоков. Это, соответственно, подразу-
мевало наличие у Европы двух полюсов.
После окончания холодной войны видение Большой Европы как
двухполюсной системы не исчезло. Россия заняла место Советского
Союза, а в тяготеющей к США Западной Европе продолжилось рас-
ширение и углубление интеграции в рамках ЕС
3
. Однако для идеи
двух полюсов, а скорее все-таки двух опор европейской цивилиза-
ции, есть и глубинные культурные основания, например самобыт-
ность православия при общих христианских корнях с католицизмом
и протестантизмом. При этом в России идея двух полюсов Европы
распространена в научной и общественно-политической дискусси-
ях больше, чем на Западе. Для ее развития есть и конкретные поли-
тические и экономические предложения - например, создание зоны
свободной торговли между ЕС и Таможенным союзом России, Бе-
лоруссии и Казахстана.
Любое противопоставление ЕС и России (либо интеграционных
проектов с ее участием) стимулирует обострение политической и
экономической конкуренции между ними за восточноевропейские
государства. Как показал пример Украины, в крайних формах эта
конкуренция может вести к серьезным конфликтам. В итоге ставит-
ся под сомнение существование самой Большой Европы, которая
подменяется «разбухшей Малой Европой»
4
. Вместе с тем опыт хо-
лодной войны показывает, что именно в рамках Большой Европы в
период разрядки создавались весьма продуктивные механизмы вза-
имодействия самых разных европейских государств.
Прежде всего необходимо отметить ОБСЕ, которая при всех по-
пытках ряда стран Запада принизить ее значение или сузить области
ответственности до сих пор обладает значительным потенциалом
влияния на международные отношения
5
. И дело не только в утра-
те доверия России к ЕС и НАТО в свете их попыток дестабилизи-
ровать региональные и локальные конфликты в своих интересах.
Нельзя забывать, что ОБСЕ обладает уникальным географическим
охватом, включая в свой состав 57 стран (в том числе США, Канаду
и государства Центральной Азии), и при этом способна вести дея-
тельность по трем ключевым направлениям - военно-политическо-
му, экономико-экологическому и человеческому (защита прав, раз-
витие демократии, мониторинг выборов).
Более того, вопросы экономической, энергетической и экологиче-
ской безопасности, которые приобретают в Европе все большую ак-