Стр. 60 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Декабрь, 2014
Препятствия на пути универсализации
59
химикатами, оборудованием, а также научной и технической ин-
формацией между участниками конвенции. В этих целях ОЗХО
оказывает содействие лабораториям, исследовательским проектам,
способствует обмену специалистами с развивающимися странами
в интересах создания национального потенциала химической про-
мышленности.
В принципе успешное решение задачи по обеспечению универ-
сальности конвенции в обозримой перспективе облегчается тем, что
в отличие от ДНЯО, который многие государства продолжают счи-
тать дискриминационным документом, так как его основные огра-
ничения распространяются главным образом на неядерные государ-
ства, КЗХО - уникальное, абсолютно равноправное многостороннее
соглашение, запрещающее целый класс оружия массового уничто-
жения недискриминационным и проверяемым образом под строгим
и эффективным контролем. Поэтому государствам, остающимся вне
КЗХО, гораздо труднее, чем в случае с ДНЯО, обосновывать свое
неучастие в ней и сопротивляться коллективному требованию меж-
дународного сообщества о присоединении к этому документу. При-
мер Сирии в этом плане весьма показателен. Усилия России и США
по ее втягиванию в КЗХО были поддержаны подавляющим боль-
шинством международного сообщества в ООН.
Объективно главной причиной отказа некоторых государств
присоединиться к конвенции является прежде всего нестабиль-
ная ситуация в сфере безопасности в регионах, которым принад-
лежат такие страны, а также обострившиеся внутриполитические
неурядицы в ряде этих государств, отвлекающие внимание их
правительств от решения глобальных проблем, которые, как им
представляется, напрямую не затрагивают сиюминутные нацио-
нальные интересы. Кроме того, по оценке международных экспер-
тов, помехой к участию этих стран в КЗХО могут служить следую-
щие обстоятельства:
- отдельные из них, по-видимому, сохраняют программы созда-
ния химического оружия и поэтому склонны считать, что членство
в конвенции на данном этапе противоречит их национальным инте-
ресам безопасности;
- другие, не имеющие таких программ, отказываются от участия
в документе из соображений возможности использования такой по-
зиции в качестве политического рычага для достижения каких-то
специфических целей;